Сообщество ЛНМО
Сообщество ЛНМО
«Когда человек приходит в ЛНМО, базовые подростковые ценности больше не работают. В ЛНМО школьник достигает, развивается, общается, а не сдает экзамены и получает отметки. В ЛНМО крайне важны принципы коллективизма, командной работы, умения совместно решать проблемы, что создает особый дух, ориентирующий на саморазвитие – через умение взаимодействовать с другими». (А. В. Васильева, заместитель директора ЧОУ ОиДО «ЛНМО»).
Задача следования традициям русской педагогической школы, обращенной в будущее, основывающейся на формировании у молодежи современного отношения к науке и культуре, может быть решена через включение детей в созидательные практики, прежде всего в практики совместной работы по освоению сложных научных понятий и явлений, созданию проектов и исследований, в добровольческую деятельность.
Национальные педагогические традиции – это не просто качественная система образования, это прежде всего следование нравственным установкам и ценностям родной страны. В ЛНМО при организации различных групповых, коллективных форм совместной деятельности подростков, объединенных общими интересами и целями, реализуются практики, соответствующие достижениям национальной педагогики, создается творческая среда для развития интеллектуальных способностей.
Научные семинары ЛНМО.
Научные семинары ЛНМО – это разновозрастные группы, объединенные общей целью решения исследовательской задачи, освоения сложных разделов различных научных дисциплин, – являются такой формой совместной работы. Следуя за В. Л. Сухомлинским и другими создателями русских национальных педагогических традиций, ЛНМО работает прежде всего с коллективами детей как содружествами единомышленников, идейными, творческими и созидательными, в которых каждый приносит что-то для обогащения общей жизни и из которых каждый что-то берет для самореализации.
ЛНМО ориентирует своих учеников на занятия в научных семинарах, поэтому общение детей на всех уровнях образовательной модели ЛНМО направлено на взаимодействие высокого уровня. Это понуждает требовать от всех участников образовательного процеса отказа от конкурентных форм взаимодействия. В ЛНМО неприемлемы рейтинговые модели оценки успешности учащихся, конкурентные форматы взаимоотношений.
Приоритет отдается любым формам взаимодействия: совместной подготовке к занятиям и сессиям, волонтерским практикам при подготовке научных соревнований для всей страны, любым формам взаимоподдержки. Здоровые учебные коллективы становятся основой выбора научного профиля для обучения и дальнейшей созидательной деятельности по построению индивидуального образовательного маршрута.
Понятия «дифференциация», «персонификация», «индивидуализация» актуальны в контексте образовательной модели ЛНМО в том смысле, что «индивидуальное» и «персональное» в человеке постоянно взаимодействует с другими личностями, обогащая собственный опыт школьника.
Сообщество выпускников.
Научно-образовательный кластер ЛНМО – это система, все элементы которой не просто соединены множеством связей, они слиты в неразрывное целое, расширяют и наполняют друг друга. Сообщество выпускников – отличный пример такого единения. Выходцы с разных образовательных площадок ЛНМО не только продолжают общаться друг с другом после окончания школы, они образуют сообщество, поддерживающее и продолжающее школьные начинания, они возвращаются в альма-матер в новых качествах – родителей, учителей, научных руководителей и волонтеров.
Исследовательский подход необходим не только в работе ученого, поэтому выпускники ЛНМО быстро делают карьеру в разных областях: в науке, в программировании, бизнесе, преподавании. Для ЛНМО важнее всего, что они созидают мир, ориентированный на ценности, привитые в том числе в школе. Несмотря на то, что выпускников у школы немного (с 1992 года – не более 800), их личностные качества становятся заметными, как только они включаются в организацию значимых общественных проектов.
Именно благодаря сообществу выпускников ЛНМО с 2004 года бесплатно для всех участников проводился финал Балтийского научно-инженерного конкурса для более чем 500 лучших ученых из всех регионов страны, с предоставлением для иногородних бесплатного питания и проживания на протяжении 2–4 дней в гостинице «Москва» в Санкт-Петербурге. До 150 выпускников ежегодно приходили работать волонтерами, чтобы организовать основные мероприятия конкурса.
Несомненно, наибольший вклад в развитие системы научных соревнований для школьников, в развитие фонда “Время науки”, внес выпускник ЛНМО 2007 года, выпускник Биолого-Почвенного факультета СПбГУ кандидат биологических наук, Илья Вадимович Смоленский. Будучи первокурсником Илья принял решение стать координатором Балтийского научно-инженерного конкурса. Ему удалось собрать вокруг себя команду выпускников ЛНМО, которые впервые разработали систему управления соревнованием, включающую в себя первую в истории конкурса Систему регистрации и документооборота, разработанную Александром Щеголевым, систему взаимодействия с экспертным сообществом, технологии привлечения партнеров и спонсоров. В дальнейшем Илья выступал руководителем Балтийского конкурса и фонда “Время науки” не менее пяти раз, и каждый раз под его началом собиралось более 100 волонтеров, осуществлявших подготовку к Балтийскому конкурсу.
Выпускники ЛНМО стали инициаторами создания в 2015 году фонда поддержки молодых ученых «Время науки», который привлек более 20 млн. рублей для проведения научных соревнований для школьников.
Выпускники ЛНМО являются волонтерами-научными руководителями, работая в Системе научных семинаров ЛНМО.
Сергею Олеговичу Иванову, выпускнику ЛНМО 2003 года, кандидату физико-математических наук, научному сотруднику лаборатории САП, руководителю научных семинаров по математике различной направленности, фактически удалось создать в среде школьников целую научную школу. Сфера его интересов – гомологическая алгебра, коммутативная алгебра, поэтому темы научных проектов его учеников также чаще всего были связаны с этой тематикой. Сергей Олегович Иванов, еженедельно работавший в ЛНМО, стал наставником для 31 ученика ЛНМО. Три его ученика, в школьном возрасте участвовавшие в научных семинарах под его руководством, защитили диссертации по направлениям, изучаемым со школьной скамьи, 6 – обучались в аспирантуре. Шестеро в свою очередь руководят научными семинарами, работая с учащимися ЛНМО.
Из 28 его учеников 15 стали финалистами Всемирного смотра-конкурса по результатам разных научных соревнований в России. Из всех научных руководителей Балтийского научно-инженерного конкурса за его 15-летнюю историю именно Сергей Олегович был самым результативным.
3.6. Сергей Олегович Иванов – бессменный участник Летних научных школ ЛНМО в 2003-2013 годах – принимает зачет у Федорова Уварычева, 2010 год
Ежегодно до 30 выпускников ЛНМО становятся научными руководителями и ежеденельно работают со учениками ЛНМО в рамках Системы научных семинаров и проектных групп.
Выпускники ЛНМО отдают своих детей учиться в ЛНМО, постепенно развивая сообщество родителей, которые воплощают в жизнь концепцию ЛНМО.
Статистика, связанная с созидательной работой выпускников ЛНМО, показывает несомненную продуктивность образовательной технологии ЛНМО, направленной на воспитание научной элиты для России.