Лингвистические классы
Лингвистические классы
Лингвистические классы ЛНМО – единственная на данный момент программа предпрофильной и профильной подготовки будущих лингвистов, психологов, специалистов в области когнитивных наук.
Углублённая программа по русскому языку, литературе, английскому языку и информатике, а также специальные дисциплины “Психолингвистика”, “Когнитивная психология”, “Введение в теорию мифа”, “Введение в общую психологию”, “Методы анализа текстов”, “Введение в семиотику” и т.д.
С 7 класса дети учатся вести исследования, применяя научные методы. Их наставники – учёные, исследователи, сотрудники СПбГУ, Политеха, ИТМО и т.д. Ежегодно наши ученики завоёвывают награды крупнейших научных конкурсов: Конкурса имени В. И. Вернадского, Конференции «Молодые исследователи» ВШЭ, Балтийского научно-инженерного конкурса, Сахаровских чтений.
Уникальный педагогический состав лингвистических классов ЛНМО – это 30 специалистов – учителей, преподавателей специальных дисциплин (молодых и опытных ученых, сотрудников вузов, научныз руководителей).
Автор программы и руководитель направления – Андрей Сергеевич Дедов. В 2019 г. в ЛНМО он организовал семинары “Психолингвистика”, “Когнитивная психология”, “Методы анализа текстов”, на которых преподавали сотрудники СПбГУ. Участники, школьники 8-10 классов, осваивали методы исследований, учились применять их в ходе сбора и анализа данных.
В 2021 г. открылись 8 и 10 лингвистические классы. Уже первые выпуски показали высочайший уровень образования. «На счету» направления несколько стобалльников по профильным ЕГЭ. Выпускники поступают на обучение в ведущие российские вузы по таким направлениям, как классическая филология, математическая лингвистика, когнитивные исследования, иностранные языки, теоретическое и экспериментальное языкознание, общая и клиническая психология.
Учебная программа
В учебном плане старших классов ЛНМО – от 44 до 48 часов обязательной учебной нагрузки в соответствии с принципом интеграции общего и дополнительного образования.
Основа учебного плана лингвистического направления – филологический профиль с углублённым изучением русского языка и литературы (8 часов в неделю) и английского языка (6 часов в неделю).
Кроме того, четвёртым профильным предметом становится информатика, т.к. специфика направления предполагает овладение ключевыми навыками программирования и работы с данными в области лингвистики, психологии и т.д.
Общеобразовательные компоненты программ по русскому языку расширены темами академического языкознания, исторической грамматики русского языка, блоками решения лингвистических задач. Программа по литературе строится как программа историко-культурного курса с включением понятий культурной антропологии в 8 классе. Начиная с 9 класса программа по литературе строится как программа курса истории русской литературы с параллельными блоками, посвящёнными отдельным темам истории национальных литератур Европы.
Также в учебном плане лингвистических -классов – обязательные курсы внеурочной деятельности (помимо предметов, соответствующих ФГОС):
- 7 класс: основы стилистики, основы фольклора
- 8 класс: введение в социологические исследования, основы психологии
- 9 класс: основы психолингвистики, методы анализа текста
- 10–11 класс: введение в семиотику, основы когнитивной психологии, проектная и исследовательская деятельность,
Научно-проектная деятельность
Учащиеся лингвистической площадки ЛНМО вовлекаются в самостоятельную исследовательскую работу в областях, связанных с классической филологией, литературоведением, теоретической и экспериментальной лингвистикой, общей и когнитивной психологией.
Организовать эту работу, а также познакомить с современными направлениями исследований и перспективами современного гуманитарного знания помогают наши друзья и партнёры: профильные кафедры Филологического факультета СПбГУ, Институт когнитивных исследований СПбГУ, Гуманитарный институт Политеха. На их площадках для ребят проводятся профориентационные встречи, языковые фестивали, экскурсии.
Атмосфера и воспитание
Важно выстраивать не только интеллектуальную, но и ценностную среду. Это среда, в которой каждый имеет право на инициативу, в которой преподаватель и ученик могут разговаривать с позиций открытости, здравого смысла, взаимного уважения. Ученики – полноправные организаторы Лингвистической олимпиады, они участвуют в волонтёрском движении и запускают самостоятельные проекты.
Здесь уважением пользуется тот, кто стремится к знанию, хочет осваивать сложные навыки и расти. Но мы не приветствуем составление рейтингов, потому что уважаем человеческое достоинство. Равными правами обладает и тот, кто уже уверенно чувствует себя в учёбе, исследовательской работе, участии в олимпиадах, и тот, кто только начинает этот путь.
Очень важно, чтобы в классах царила здоровая, рабочая атмосфера, чтобы каждый чувствовал себя безопасно. Поэтому в каждом классе проводятся совместные внеучебные мероприятия, дети ходят в театры и музеи, участвуют в квестах и мастер-классах. А раз в год – осенью – всё направление отправляется в двухдневный образовательный тур по историко-культурным местам: Новгород Великий, Выборг, Пушкинские горы, Старая Русса и т.д.
Результаты и траектории
Среди выпускников несколько стобалльников по русскому языку и литературе. Средние результаты по русскому языку и литературе ежегодно выше 80 баллов. Многие ребята на ЕГЭ также успешно сдают профильную математику или информатику.
За время существования площадки – победители и призёры множества конкурсов и олимпиад: Конкурс им. В. И. Вернадского, Балтийский научно-инженерный конкурс, Сахаровские чтения, Конференция “Молодые исследователи” ВШЭ, Конкурс “Поддержка научного и инженерного творчества школьников старших классов”, Конференция “Университетская гимназия” СПбГУ, Конкурс “Наука настоящего и будущего” ЛЭТИ, Научно-практическая конференция “Наследники Ломоносова”, Всероссийская олимпиада школьников, Олимпиада “Высшая проба” ВШЭ, Традиционная олимпиада по лингвистике.
Траектория поступления: Высшая школа экономики (направления: Общая филология, Теоретическая и экспериментальная лингвистика, Математическая лингвистика, Социальная информатика), Санкт-Петербургский государственный университет (направления: Лингвистика, Теория и практика межкультурной коммуникации, Конфликтология, Философия), Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого (направления: Цифровые технологии и иностранные языки, Обработка данных), Российский государственный гуманитарный университет, Университет Павии (Италия).
Как поступить на математическое направление?
Прием на лингвистическое направление осуществляется в 7 классе. Возможно поступление в 8-10 классы при условии успешного прохождения вступительных испытаний и участия в Летней научной школе ЛНМО, или целевой программы “Путь в ЛНМО”.