ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Спецкурсы и научные семинары ЛНМО

Научные семинары являются неотъемлемой составляющей работы ЛНМО с момента ее основания в 1992 году и представляют воплощение концепции «непрерывного образования». В 2018 году ЧОУ ОиДО «ЛНМО» получила грант Фонда президентских грантов на развитие проекта. С 2019 года проект «Система научных семинаров и проектных групп» реализуется по соглашению с фондом «Время науки».

Благодаря такой поддержке с 2019 года Система научных семинаров и спецкурсов приобрела целостный и завершенный вид, формализовались многие процессы, связанные с работой со школьниками научных руководителей. Итоги этой работы представлены в методическом пособии Организационная модель Системы научных семинаров и спецкурсов ЛНМО.

Работа в школьном возрасте в рамках научных семинаров и спецкурсов дает возможность преодолеть разрыв между общим, высшим и постдипломным образованием. Резкие изменения форматов обучения от этапа к этапу, резкое повышение требований к уровню компетенций и самостоятельности, различный порядок контроля успеваемости заставляют тратить значительное время и усилия на адаптацию к новым условиям. Альтернативный подход, называемый «непрерывным образованием», сокращает разрыв между ступенями образования посредством плавного и постепенного внедрения вузовских практик в среднее образование. Например, практики проведения научных семинаров для погружения школьников в научную тематику и решения исследовательских или проектных задач. Успешность этой концепции подтверждается многочисленными примерами решения открытых научных проблем старшеклассниками, которые еще незадолго до этого не интересовались наукой и не были вовлечены ни в какие формы дополнительного образования — хотя обычно начало научной деятельности относят ко времени аспирантуры.
Максимальный эффект от занятий на научных семинарах возникает благодаря комплексному подходу, когда школьник сначала получает базовое образование, работая с высокопрофессиональным коллективом преподавателей школьных предметов, а уже затем углубляет свои знания сначала на дополнительных занятиях, а потом на спецкурсах и семинарах.

Научный семинар ЛНМО

Научный семинар ЛНМО — это разновозрастная группа людей (от двух до 20 человек), объединенных целью решения научной задачи или создания инженерного проекта, желанием изучать ту или иную область человеческого знания, способных к научному творчеству и осуществляющих регулярную совместную практику проведения экспериментов, анализа научной литературы, проведения исследований или инженерных разработок.
Занятия на семинаре осуществляются регулярно от двух месяцев до двух-трех лет, знакомят учащегося с современной наукой и способствуют дальнейшему выбору научной специальности. Именно на семинаре учащийся может почувствовать эстетику и красоту науки, важность и значимость умственной работы, интеллектуального труда, приобщиться к культуре занятия наукой, добиться своих первых научных результатов, ощутить неравнодушие и поддержку к себе и своей работе, участие взрослых
(педагогов, ученых) в становлении его научной карьеры.


Для руководства научными семинарами с одаренной молодежью ЛНМО привлекает высокопрофессиональных ученых, аспирантов, студентов, которые наряду с научными результатами обладают способностью объединить вокруг своих научных интересов молодых людей и добиться результата в виде освоенной научной области или созданного исследования или проекта.
Продвижение учащегося по этой цепочке сопровождается уменьшением размеров группы, в которой проходит обучение, и все большей интенсификацией индивидуального взаимодействия с научным руководителем. Одновременно меняются и формы работы — от пассивного восприятия лекционного материала и решения упражнений через подготовку докладов и создание мини-проектов к самостоятельному изучению специализированной литературы и работе над собственным исследованием.

Подобный подход позволяет проводить научные семинары и спецкурсы на высочайшем уровне, осуществляя подготовку будущих победителей конкурсов и конференций.
В ЛНМО работает одновременно более 60 различных спецкурсов, научных семинаров по математике, программированию, физике, биологии, химии, истории и т.д. для школьников 8-11 классов. В их работе может принять участие не только учащиеся классов ЛНМО , но любой желающий. Расписание работы научных семинаров и спецкурсов будет обычно формируется к 1 октября каждого нового учебного года.
Если в средних классах ЛНМО (8-9-м) школьник получает фундаментальную углубленную подготовку по основным научным дисциплинам, то в старших классах он выбирает тему для научного проекта в области физики, математики, биологии, химии, программирования, истории и проводит самостоятельное исследование.



При этом у каждого заинтересованного в научной работе школьника есть свой научный руководитель. Обычно ими становятся сотрудники петербургских вузов, талантливые аспиранты, студенты старших курсов Математико-механического факультета — в основном это выпускники ЛНМО. Учащийся работает с научным руководителем в научном семинаре или лаборатории, знакомится с научной литературой, проводит эксперименты, консультируется с сотрудниками ведущих вузов СПб, доцентами, профессорами, которых ему рекомендуют.

Достижения

Призер Всемирного смотра-конкурса научных и инженерных достижений школьников, создавший исследование по программированию (http://www.5-tv.ru/news/40253/), Гаджи Османов сначала приезжал только на семинары и кружки Лаборатории, и только в 9 классе начал обучение в математических классах.

Такая работа является хорошей основой для будущей профессиональной карьеры в любой области. В столь юном возрасте, конечно, трудно добиться научного прорыва, немногие на это способны. Но ведь учащемуся нужно совсем другое – раскрыть свои потенциальные способности, развить умение качественно работать и, быть может, определить жизненные цели. Создание научного проекта в школьном возрасте является великолепной основой для будущей профессиональной деятельности, так как приучает школьника серьезно и глубоко работать над поставленной проблемой, добиваться результата, соразмерять время и силы для достижения желаемых целей. Об этом очень хорошо знают руководители компаний-работодатели. Именно поэтому учащиеся, выступающие на конференциях и конкурсах, традиционно получают от них приглашения поработать на том или ином предприятии, и начинают делать карьеру гораздо быстрее, чем их сверстники.
Василий Дьяченко, выпускник Математико-механического факультета СПбГУ, выступая на Балтийском конкурсе – 2006, получил приглашение от представителя компании «Моторола», успешно там работал и уже на 3 курсе создал свою собственную инновационную компанию. На Балтийском конкурсе-2012 года он выступил как спонсор и научный руководитель проекта школьника из ЛНМО. И таких историй в ЛНМО много.
В Лаборатории проводятся спецкурсы и семинары по многим дисциплинам, цель которых заключается не в формальном прочтении лекций, и не только по высшей алгебре или математическому анализу, а в глубоком осознании обучаемым сути предмета, в постижении взаимосвязей внутри научных теорий, а также в последующей научно-исследовательской деятельности.
О результатах работы в рамках Системы научных семинаров и спецкурсов ЛНМО выпускники школы пишут в Альманахе.
Подключайтесь к проекту, становитесь слушателями спецкурсов и научных семинаров ЛНМО!