когнитивно-научные КЛАССЫ
Когнитивно-научные классы ЛНМО — это классы, в которых программа гуманитарно-технологического профиля с углублённым изучением русского языка, литературы и английского языка усилена четвёртым профильным предметом — программированием. Учащиеся когнитивно-научных классов ЛНМО одновременно получают общее образование по ФГОС, дополнительное образование (дисциплины общегуманитарного, филологического и психологического циклов), а также ведут исследовательские практики в научно-исследовательских семинарах ЛНМО.
В когнитивно-научных классах реализуется специализация «Гуманитарные исследования и когнитивистика». Она сочетает профильную программу филологической направленности по учебному плану государственной школы с программами дополнительного образования для формирования у учащихся мотивации к выбору профессиональной карьеры, связанной с гуманитарными специальностями. Выпускники классов поступают на обучение в ведущие российские вузы по таким направлениям, как классическая филология, математическая лингвистика, когнитивные исследования, иностранные языки, теоретическое и экспериментальное языкознание, общая и клиническая психология. Среди наших выпускников есть также те, кто выстраивает свой путь в высшем образовании в области художественно-эстетических и иных гуманитарных специальностей (режиссура, журналистика и т.д.).
Что такое когнитивно-научный профиль в ЛНМО?
Прежде, чем ответить на этот вопрос, важно прояснить, что такое гуманитарный профиль вообще. И существует ли он?
Строго говоря, гуманитариев “вообще” не существует. Одни ребята более одарены художественно, поэтому слёту включаются в материал, связанный с теорией и историей искусства, теорией драмы и т.д. Другие — остро чувствуют лингвистический материал, легко понимают язык на разных уровнях, синтаксическом, морфологическом и т.д. Третьи успешно осваивают общественно-исторические категории и оказываются более расположенными к социологической, историко-архивной или краеведческой работе.
Разработка концепций учебных планов профилей по гуманитарным специализациям ведётся уже довольно давно. Если мы обратимся к нормативным актам, предшествовавшим действующему ФГОС, тому же Федеральному базисному учебному плану, то обнаружим там такие варианты профилей: социально-экономический с профильными математикой, обществознанием, географией; социально-гуманитарный с профильными историей, обществознанием, русским языком и литературой; филологический с профильными дисциплинами филологического цикла (русским языком, литературой, иностранными языками); художественно-эстетический с профильными дисциплинами эстетического цикла; историко-краеведческий и т.д.
Такое деление закономерно. Оно во многом отвечает той специфике, которая присуща разным областям гуманитарного знания.
А как строится гуманитарный профиль ЛНМО?
Его база — гуманитарно-технологический профиль с профильными русским языком, литературой и английским языком.
По этим предметам существенно увеличено количество часов (до 8 часов русского языка и литературы и до 6 часов английского языка). Общеобразовательные компоненты программ по русскому языку расширены темами академического языкознания, исторической грамматики русского языка, блоками решения лингвистических задач. Программа по литературе строится как программа историко-культурного курса с включением понятий культурной антропологии в 8 классе. Начиная с 9 класса программа по литературе строится как программа курса истории русской литературы с параллельными блоками, посвящёнными отдельным темам истории национальных литератур Европы.
Кроме того, практически четвёртым профильным предметом становится информатика, т.к. специфика направления предполагает овладение ключевыми навыками программирования и работы с данными в области лингвистики, психологии и т.д. Также для десятиклассников, поступивших к нам после 9 класса (наборы 2021 и 2022 гг.), предусмотрен курс дополнительного образования “Статистика в гуманитарных исследованиях”, в котором акцент делается на освоении и практическом использовании статистических методов, наиболее востребованных в когнитивных и лингвистических исследованиях.
Т.е. это профиль только для филологов? А к вам могут поступить творчески одарённые ребята, тяготеющие не к академической лингвистике или психологии, а к литературному (и не только) творчеству?
Конечно, могут. Именно увлекающиеся режиссурой, музыкальным или иным творчеством школьники показывают выдающиеся результаты в глубокой аналитической и интерпретационной работе с произведениями искусства, изучении психологии творчества, психофизиологии восприятия. Примером тому в текущем 2021-2022 учебном году послужили исследования Алёны Богачёвой, Ивана Колобкова, Евы Маяк, Марии Захаровой. Ведение самостоятельной исследовательской и проектной деятельности в школе, подкреплённое освоением основ программирования, помогает многим из наших ребят создавать собственные интеллектуальные продукты в области культуры и искусства.
Важно понимать, что интеллектуальная и ценностная среда, в которой оказываются учащиеся гуманитарных классов, невозможна без серьёзной культурной и эстетической составляющих. Именно поэтому для ребят устраиваются творческие интенсивы по теории драмы, спецкурсы по теории искусства. Мы стремимся к тому, чтобы на встречи с нашими ребятами приходили не только учёные, но и художники и актёры.
А какое место в концепции профиля занимают когнитивные исследования?
Это — ядро специализации “Гуманитарные исследования и когнитивистика”. Среди специализаций, наиболее востребованных российской и мировой наукой, специализация «Когнитивные исследования» выделяется особо. Согласно Распоряжению Правительства РФ от 31.12.2020 N 3684-р «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021 – 2030 годы)» когнитивные исследования включены в Перечень приоритетных направлений фундаментальных и поисковых научных исследований на 2021 – 2030 годы как отдельным разделом, так и пунктами разделов, посвящённых медицине, IT и информационным технологиям. Это продиктовано тем, насколько важную роль играет когнитивная наука в современном мире, тем, насколько высока конкуренция между ведущими странами в областях, которые составляют предметное поле этой науки.
Когнитивные исследования — активно развивающаяся междисциплинарная область, в фокусе внимания которой находится человеческое сознание, механизмы познания. Среди учёных, работающих в этой области, психологи и нейробиологи, философы и антропологи, специалисты в сфере искусственного интеллекта и лингвисты.
Когнитивные исследования — принципиально междисциплинарная область. Именно поэтому программа строится как трёхступенчатая. На первой ступени — соприкосновение с дисциплинами, работающими с проблемной областью “культура как пространство смыслов”: освоение методов социологического исследования, получение навыков полевых исследований в области социологии и этнографии, изучение нарративов массовой культуры. Логическим продолжением становится изучение дисциплин, предметной областью которых является “человек и текст”: методы анализа текстов, когнитивная лингвистика. На третьей ступени происходит изучение дисциплин психологического цикла: когнитивная психология, исследования в области экспериментальной психологии.
Современный специалист в области humanities studies — прежде всего практик, способный грамотно использовать методы анализа текстовых систем и культурных феноменов, ориентироваться в широком спектре интерпретационных моделей, а также применять полученные данные в проблемной области. Поэтому программа предполагает активное включение в самостоятельную исследовательскую активность в ходе семинаров и спецкурсов.
На какие специальности могут поступать выпускники профильных классов?
Пройдя необходимую подготовку в рамках как профильных общеобразовательных программ, так и дополнительных образовательных программ, выпускники профильных классов будут готовы к поступлению не только на специальность «Когнитивные исследования». Освоение широкого теоретико-понятийного аппарата и методологии гуманитарных дисциплин позволит им уверенно чувствовать себя и в специальностях, связанных с классической филологией и психологией, дисциплинами культурологического поля, цифровой лингвистикой и разработкой нейро-цифровых систем.
Записаться на вступительное испытание |