В 1992 году в Санкт-Петербурге была открыта «Лаборатория непрерывного математического образования» в качестве экспериментальной образовательной площадки СПбГДТЮ (http://ru. wikipedia.org/wiki/Аничков_лицей#). Ее основателями выступили Илья Александрович Чистяков, ставший руководителем этой площадки, и молодые математики Денис Бенуа, Сергей Шиморин и Тимофей Шилкин. В основе создания площадки лежала задача привлечения школьников к исследованиям в области математики, программирования и естественных наук. Для учащихся экспериментальных классов Аничкова лицея были организованы научные семинары и спецкурсы в области математики и естественных наук. Первый выпуск этих классов был осуществлен в 1994 году. К этому моменту был сформирован преподавательский коллектив, который давал возможность школьникам получить академическое образование (углубленное физико-математическое и гуманитарное). Это позволяло ученикам уже в школьном возрасте работать на научных семинарах под руководством крупных ученых, преподавателей вузов, решать сложные исследовательские задачи.
Сегодня выпускники И. А. Чистякова и одновременно – участники научных семинаров и спецкурсов ЛНМО – делают успешную научную карьеру (более 40 из около 500 стали кандидатами наук, 17 – лауреатами премии им. В. А. Рохлина для молодых талантливых математиков, 5 лауреатами премии «Газпром нефть», из 25 выпускников до 13 становятся аспирантами, до 9 – кандидатами наук). Подобные традиции приобщения школьников к научной деятельности стали основанием концепции, программ и методик преподавания ЛНМО.
Среди учащихся профильных классов ЛНМО в 2000– 2021 годах – 31 победитель и призер Всемирного смотра конкурса научных и инженерных достижений школьников Intel ISEF (Regeneron ISEF), крупнейшего в мире смотра-конкурса проектов и исследований учащихся.
Как школа добилась таких успехов?
В период с 1992 по 1999 год коллективом преподавателей экспериментальной образовательной площадки ЛНМО была создана и опубликована «Концепция обучения и экспериментальные программы академического класса Аничкова лицея с профильно-элитарным стандартом обучения по математике и физике. Основное и дополнительное образование» (Авторский коллектив: член Французской академии наук В. Р. Арсеньев, доцент, кандидат физико-математических наук Д. Г. Бенуа, Л. А. Буряковский, профессор, доктор филологических наук Н. А. Добронравин, кандидат физико-математических наук В.Ю. Добрынин, Е. А. Драч, О. М. Журавлева, Ю.Д. Заковряшин и другие. Рецензенты: профессор СПбГУ, доктор физикоматематических наук, лауреат Государственной Премии СССР Г. А. Леонов, профессор МГУ, доктор физико-математических наук Н. Х. Розов, доктор философских наук, доктор экономических наук А. И. Субетто и другие. Документ был опубликован издательством СПБГДТЮ после утверждения Советом регионального развития в Санкт-Петербурге в 1998 году. Ответственный редактор издания И. А. Чистяков. Государственный регистрационный номер издания: ISBN 5-88474-097-1).
В документ вошли программы и методические материалы по изучению сложных разделов математического анализа, алгебры, программирования. По этим программам в Аничковом лицее было осуществлено три выпуска ЛНМО. В 1999 году два класса ЛНМО вместе с основным составом преподавателей продолжили работу в Академической гимназии СПбГУ.
С 2000 года ЛНМО продолжила свою работу в Невском районе Санкт-Петербурга, где двум классам и коллективу преподавателей предоставлялись удобные площадки в школах № 332, 20 (c 2000 по 2005 годы), а затем в школе № 572 (c 2005 по 2011 годы). Классы ЛНМО работали как предпрофильные и профильные в структуре государственных образовательных учреждений.
Научный центр ЛНМО курировал научную работу учеников этих классов. Школьники посещали научные семинары и спецкурсы, в том числе в Санкт-Петербургском отделении Математического института им. В. А. Стеклова РАН (ПОМИ РАН), в СПбГУ, в РГПУ им. А. И. Герцена, учились у выпускников ЧОУ ОиДО «ЛНМО», ставших аспирантами и преподавателями вузов, ездили в Летние математические школы. Центр также организовывал поездки ребят на различные всероссийские и международные конкурсы и конференции.
В 2008 году был опубликован документ «Концепция обучения и программы предпрофильного и профильного обучения. Специализация: Математика» (Авторы: И. А. Чистяков, В. Д. Михайлов, Г.И. Полищук, Д.В. Дмитриев, Д. Г. Штукенберг). Концепция и программы предпрофильного и профильного обучения учащихся, используемые в профильных физико-математических классах ГБОУ СОШ № 572, были утверждены Региональным экспертным советом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга (протокол секции математики РЭС №1 от 24 ноября 2008 года) и согласованы в НМЦ Невского района Санкт-Петербурга 21 ноября 2008 года. Официальной организацией-рецензентом выступил математико-механический факультет СПбГУ в лице декана факультета, члена-корреспондента РАН, лауреата Государственной премии СССР Г. А. Леонова и профессора, доктора физико-математических наук Н. А. Широкова. Программы рекомендованы к изданию и использованию в общеобразовательных учреждениях и являются методическим пособием учителей математики.
За 2005 – 2011 годы (за время работы в лицее №572 Невского района) состав учащихся увеличился до 200 человек, преподавателей – до 40, расширилась материальнотехническая база. В 2007 году параллельно с математическим было открыто новое направление – химикобиологическое. Научными руководителями классов, работающих на условиях сотрудничества с математикомеханическим факультетом СПбГУ, были профессор, доктор физико-математических наук Станислав Исаакович Кублановский (1999 – 2003 годы) и заведующий кафедрой математического анализа СПбГУ, профессор, доктор физико-математических наук Николай Алексеевич Широков.
С 2005 года выпускники ЛНМО работают в составе Оргкомитета Балтийского научноинженерного конкурса.
В 2007 году учащиеся и выпускники ЛНМО провели в Санкт-Петербурге XIV Международную конференцию молодых ученых (XIV International Conference of Young Scientists – ICYS, http://www.icys.contedu.ru/). Оргкомитет конференции принимал внашем городе 120 участников из 23 стран Европы и Южной Америки. В составе жюри работали преподаватели из крупнейших университетов Европы.
С 2011 года ЛНМО совместно с Фондом «Время науки» проводит в Санкт-Петербурге открытую городскую олимпиаду «Математика НОН-СТОП», открытый городской конкурс «Естественный отбор», «Турнир юных математиков» – квесты, научные праздники.
В 2011 году девять математических и химико-биологических классов начали работу в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, где были открыты две площадки по принципу государственно-частного партнерства в школах № 564 и 286.
За период с 2011 по 2021 год ЛНМО увеличила количество площадок до пяти, открыв в ГБОУ СОШ № 241 инженерные классы («Школу инженерного мышления»), в ГБОУ СОШ № 256 академические классы, в ГБОУ СОШ № 225 химико-биологические классы, в Гимназии № 278 гуманитарные классы. Количество классов увеличилось до 22, количество учащихся в классах выросло в 2021 году до 582.
Летом 2022 года по решению правительства Санкт-Петербурга проект государственно-частного партнерства, разработанный ЛНМО в 2011 – 2022 годы в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, имеющий важное социальное значение для снижения стоимости услуг дополнительного образования, эффективного внедрения научной составляющей в школьный образовательный процесс, был закрыт. Руководству ЧОУ ОиДО «ЛНМО» было предложено переформатировать структуру в кружки дополнительного образования с утратой доступного для любого учащегося качественного образования, занятий в Системе научных семинаров. 360 учащихся и 80 педагогов ЛНМО начали в рамках новой структуры в Межрегиональной общественной организации «Общество «Знание» Санкт-Петербурга и Ленинградской области». Организация бесплатных для всех участников крупных проектов, таких как, Балтийский научно-инженерный конкурс, оказалась невозможной.
Трагическая история лета 2022 года зафиксирована летописцем, ставшим главным защитником школы, - профессором ИТМО Анатолием Абрамовичем Шалыто.
Летопись опубликована, и теперь каждый может познакомиться с подвигами главного защитника школы, Личности, благодаря которой сотни детей продолжили обучение со своими педагогами в родных коллективах, были сохранены основные проекты ЛНМО.В 2022 году – юбилейном году 30-летия ЛНМО – школа нашла поддержку, сформировала новые принципы работы, стараясь сохранить для российских детей наиболее ценные разработки и продолжает свою деятельность.