ЛАБОРАТОРИЯ НЕПРЕРЫВНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

716-68-36, 417-20-74 administrator@lnmo.ru

8-11 гуманитарные классы ЛНМО

Гуманитарные классы ЛНМО — это классы, осуществляющие работу на основании сотрудничества государственной школы и центра дополнительного образования ЛНМО. Учащиеся гуманитарных классов ЛНМО одновременно получают образование по учебному плану государственной школы, центра дополнительного образования ЧОУ ОиДО «ЛНМО» и в научном центре.

Гуманитарные классы ЛНМО работают в ГБОУ Гимназии № 278 по адресу: Дровяная улица, дом 7а, литер А.

Подробности — о жизни площадки, об успехах ребят и о повседневных событиях — в группе:
https://vk.com/cognitive_lnmo

Набор в гуманитарные классы проходит в мае месяце.

Целью создания направления является реализация профиля обучения «Гуманитарные исследования и когнитивистика», сочетающего профильную программу филологической направленности по учебному плану государственной школы с программами дополнительного образования для формирования у учащихся мотивации к выбору профессиональной карьеры, связанной с гуманитарными специальностями. Создание таких классов является логическим продолжением интенсивной работы цикла социо-гуманитарных семинаров и спецкурсов, работающих в ЛНМО с 2018 года.

О гуманитарных профилях
Гуманитарный профиль ЛНМО
Это профиль только для филологов?
Ядро профиля — когнитивные исследования
Учебные планы
На какие специальности может поступать выпускник?
Основные успехи наших ребят

Что такое гуманитарный профиль в ЛНМО?
Прежде, чем ответить на этот вопрос, важно прояснить, что такое гуманитарный профиль вообще. И существует ли он?

Строго говоря, гуманитариев “вообще” не существует. Одни ребята более одарены художественно, поэтому слёту включаются в материал, связанный с теорией и историей искусства, теорией драмы и т.д. Другие — остро чувствуют лингвистический материал, легко понимают язык на разных уровнях, синтаксическом, морфологическом и т.д. Третьи успешно осваивают общественно-исторические категории и оказываются более расположенными к социологической, историко-архивной или краеведческой работе.

Разработка концепций учебных планов профилей по гуманитарным специализациям ведётся уже довольно давно. Если мы обратимся к нормативным актам, предшествовавшим действующему ФГОС, тому же Федеральному базисному учебному плану, то обнаружим там такие варианты профилей: социально-экономический с профильными математикой, обществознанием, географией; социально-гуманитарный с профильными историей, обществознанием, русским языком и литературой; филологический с профильными дисциплинами филологического цикла (русским языком, литературой, иностранными языками); художественно-эстетический с профильными дисциплинами эстетического цикла; историко-краеведческий и т.д.

Такое деление закономерно. Оно во многом отвечает той специфике, которая присуща разным областям гуманитарного знания.


А как строится гуманитарный профиль ЛНМО?

Его база — филологический профиль с профильными русским языком, литературой и английским языком. По этим предметам существенно увеличено количество часов (до 8 часов русского языка и литературы и до 6 часов английского языка). Общеобразовательные компоненты программ по русскому языку расширены темами академического языкознания, исторической грамматики русского языка, блоками решения лингвистических задач. Программа по литературе строится как программа историко-культурного курса с включением понятий культурной антропологии в 8 классе. Начиная с 9 класса программа по литературе строится как программа курса истории русской литературы с параллельными блоками, посвящёнными отдельным темам истории национальных литератур Европы.

Кроме того, практически четвёртым профильным предметом становится информатика, т.к. специфика направления предполагает овладение ключевыми навыками программирования и работы с данными в области лингвистики, психологии и т.д. Также для десятиклассников, поступивших к нам после 9 класса (наборы 2021 и 2022 гг.), предусмотрен курс дополнительного образования “Статистика в гуманитарных исследованиях”, в котором акцент делается на освоении и практическом использовании статистических методов, наиболее востребованных в когнитивных и лингвистических исследованиях.


Т.е. это профиль только для филологов? А к вам могут поступить творчески одарённые ребята, тяготеющие не к академической лингвистике, а к литературному (и не только) творчеству?

Конечно, могут. Именно увлекающиеся режиссурой, музыкальным или иным творчеством школьники показывают выдающиеся результаты в глубокой аналитической и интерпретационной работе с произведениями искусства, изучении психологии творчества, психофизиологии восприятия. Примером тому в текущем 2021-2022 учебном году послужили исследования Алёны Богачёвой, Ивана Колобкова, Евы Маяк, Марии Захаровой. Ведение самостоятельной исследовательской и проектной деятельности в школе, подкреплённое освоением основ программирования, помогает многим из наших ребят создавать собственные интеллектуальные продукты в области культуры и искусства.

Важно понимать, что интеллектуальная и ценностная среда, в которой оказываются учащиеся гуманитарных классов, невозможна без серьёзной культурной и эстетической составляющих. Именно поэтому для ребят устраиваются творческие интенсивы по теории драмы, спецкурсы по теории искусства. Мы стремимся к тому, чтобы на встречи с нашими ребятами приходили не только учёные, но и художники и актёры.


А какое место в концепции профиля занимают когнитивные исследования?

Это — ядро специализации “Гуманитарные исследования и когнитивистика”. Среди специализаций, наиболее востребованных российской и мировой наукой, специализация «Когнитивные исследования» выделяется особо. Согласно Распоряжению Правительства РФ от 31.12.2020 N 3684-р «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021 – 2030 годы)» когнитивные исследования включены в Перечень приоритетных направлений фундаментальных и поисковых научных исследований на 2021 – 2030 годы как отдельным разделом, так и пунктами разделов, посвящённых медицине, IT и информационным технологиям. Это продиктовано тем, насколько важную роль играет когнитивная наука в современном мире, тем, насколько высока конкуренция между ведущими странами в областях, которые составляют предметное поле этой науки.

Когнитивные исследования — активно развивающаяся междисциплинарная область, в фокусе внимания которой находится человеческое сознание, механизмы познания. Среди учёных, работающих в этой области, психологи и нейробиологи, философы и антропологи, специалисты в сфере искусственного интеллекта и лингвисты.

Когнитивные исследования — принципиально междисциплинарная область. Именно поэтому программа строится как трёхступенчатая. На первой ступени — соприкосновение с дисциплинами, работающими с проблемной областью “культура как пространство смыслов”: освоение методов социологического исследования, получение навыков полевых исследований в области социологии и этнографии, изучение нарративов массовой культуры. Логическим продолжением становится изучение дисциплин, предметной областью которых является “человек и текст”: методы анализа текстов, когнитивная лингвистика. На третьей ступени происходит изучение дисциплин психологического цикла: когнитивная психология, исследования в области экспериментальной психологии.

Современный специалист в области humanities studies — прежде всего практик, способный грамотно использовать методы анализа текстовых систем и культурных феноменов, ориентироваться в широком спектре интерпретационных моделей, а также применять полученные данные в проблемной области. Поэтому программа предполагает активное включение в самостоятельную исследовательскую активность в ходе семинаров и спецкурсов.


А каков учебный план профиля?

Сводные учебные планы 8 — 11 гуманитарных классов представлены здесь.


На какие специальности могут поступать выпускники профильных классов?

Пройдя необходимую подготовку в рамках как профильных общеобразовательных программ, так и дополнительных образовательных программ, выпускники профильных классов будут готовы к поступлению не только на специальность «Когнитивные исследования». Освоение широкого теоретико-понятийного аппарата и методологии гуманитарных дисциплин позволит им уверенно чувствовать себя и в специальностях, связанных с классической филологией и психологией, дисциплинами культурологического поля, цифровой лингвистикой и разработкой нейро-цифровых систем.


Основные успехи наших ребят (2021-2022 учебный год)

Профильные Олимпиады 
Анна Шер (10 класс)
Олимпиада по литературе РГГУ (Российского государственного гуманитарного университета) Диплом победителя, Олимпиада по русскому языку РГГУ (Российского государственного гуманитарного университета) Диплом III степени, Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба» Высшей школы экономики Диплом III степени
Мария Шрагина (8 класс) Московская традиционная олимпиада по лингвистике Диплом III степени

Всероссийская олимпиада школьников
1 победитель регионального этапа по экологии (Оксана Шейнова)
6 призёров районного этапа по английскому языку (Линь Кристиан Цюшиевич, Кривулина Ева Станиславовна, Богачева Алена Георгиевна, Захарова Мария Александровна, Шер Анна Петровна, Томашевская Полина Юрьевна)
4 призёра районного этапа по русскому языку (Кривулина Ева Станиславовна, Шрагина Мария Марковна, Томашевская Полина Юрьевна, Захарова Мария Александровна)
1 победитель и 4 призёра районного этапа по литературе (Кривулина Ева Станиславовна, Богачева Алена Георгиевна, Камалетдинова Яна Тимуровна, Шер Анна Петровна, Захарова Мария Александровна)
1 победитель и 5 призёров районного этапа по истории (Кривулина Ева Станиславовна, Дорошенко Анастасия Александровна, Запорожцева Дарья Егоровна, Камалетдинова Яна Тимуровна, Никифорова Екатерина Алексеевна, Никулина Мария Витальевна)
1 призёр районного этапа по экономике (Кривулина Ева Станиславовна)
1 победитель и 1 призёр районного этапа по искусству (Косицкая Татьяна Дмитриевна, Захарова Мария Александровна)
1 победитель районного этапа по праву (Дорошенко Анастасия Александровна)

Результаты участия в конференции «Молодые исследователи» (Высшая школа экономики)
1 Варвара Титова — Диплом «За исследовательский дебют»
2 Иван Колобков — Диплом «За самостоятельность и неформальный подход к исследованию»
3 Полина Томашевская — Диплом Победителя
4 Анна Шер — Диплом Призёра
5 Екатерина Никифорова — Диплом Победителя

Результаты участия в конференции «Наука настоящего и будущего» (ЛЭТИ)
1 Майя Миронова — Диплом II степени

XXXII Международная научная конференция школьников «Сахаровские чтения»
1 Алёна Богачёва — Диплом Победителя

Результаты участия в конкурсе «Юность. Наука. Культура — Север» (результаты заочного этапа, очный отложен на год)
1 Екатерина Никифорова — Диплом I степени
2 Анастасия Дорошенко — Диплом II степени
3 Майя Миронова — Диплом I степени
4 Алёна Богачёва — Диплом I степени
5 Иван Колобков — Диплом I степени
6 Диана Михайлова — Диплом II степени
7 Анна Андреева — Диплом II степени
8 Анна Лазарева — Диплом I степени

Городская научная конференция школьников «Сервантесовские чтения»
1 Анна Андреева — Диплом III степени
2 Анна Лазарева — Диплом III степени
3 Диана Михайлова — Диплом III степени

Победители и призёры Городской научно-практической конференции «Лабиринты науки»
Анна Шер — Диплом Победителя
Варвара Кочкина — Диплом Победителя
Полина Томашевская — Диплом II степени
Мария Шрагина — Диплом II степени
Кристиан Линь — Диплом III степени
Ева Маяк — Диплом Победителя
Мария Захарова — Диплом II степени
Анастасия Дорошенко — Диплом III степени

Всероссийский Литературный конкурс «Базовые национальные ценности в творчестве»
1 Анастасия Дорошенко Диплом III степени регионального этапа
2 Дарья Запорожцева Диплом I степени регионального этапа
3 Татьяна Косицкая Диплом II степени регионального этапа
4 Лидия Мотенкова Диплом I степени районного этапа
5 Мария Шрагина Диплом III степени регионального этапа

Региональный этап Литературного конкурса «Творчество юных»
1 Варвара Титова Диплом I степени

Выполненные в 2021-2022 учебном году исследования:
1 Полина Томашевская «Влияние отношений с родителями на тревожность у подростков старшего школьного и юношеского возраста»
2 Варвара Кочкина «Некоторые аспекты феномена выгорания у профессиональных спортсменов подросткового возраста»
3 Анна Шер «Связь имплицитной и эксплицитной самооценки подростков 14-16 лет с наличием вредных привычек»
4 Мария Шрагина «Влияние наличия опыта при принятии решений в аналогичных ситуациях у детей среднего школьного возраста»
5 Кристиан Линь «Проблема художественного перевода романа “1984” Джорджа Оруэлла: стилистические и смысловые особенности»
6 Мария Захарова «Исследование сценографических решений в постановке спектакля “Наш класс” театра “Fulcro” (реж. Дарья Шамина, 2019 г.)»
7 Ева Маяк (Кривулина) «Система архетипических образов в творчестве Константина Васильева (на материале “древнерусского” цикла)»
8 Анастасия Дорошенко «Лингвистические факторы, влияющие на распознавание иностранной речи»
9 Екатерина Никифорова «Дольше – больше? Связаны ли время заимствования и оценка носителем исконности слов русского языка?»
10 Майя Миронова «Фольклор как жанровый источник песен группы «Король и шут»»
11 Алёна Богачёва «К вопросу о возможных источниках сюжета повести Стивена Кинга “Низкие люди в желтых плащах”»
12 Иван Колобков «Особенности интонационного строя песни Kitchen Sink группы Twenty One Pilots»
13 Диана Михайлова «Влияние присутствия смартфона на качество и скорость выполнения интеллектуальных задач у подростков»
14 Анна Андреева «Проблемы профессионального самоопределения современного подростка: анализ профориентационных организаций в Санкт-Петербурге»
15 Анна Лазарева «Изучение копинг-стратегий учащихся 8 класса в ситуации экзамена»
16 Варвара Титова «Нарратив личностного спасения героев романа Ф.М.Достоевского “Бесы”»