ЛАБОРАТОРИЯ НЕПРЕРЫВНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

417-20-74, 716-68-36 administrator@lnmo.ru

Программа развития ЧОУ ОиДО «ЛНМО» на 2019-2024 годы

Утверждена на Конференции работников образовательного учреждения 5 сентября 2019 года, Протокол № 18.

Разработчики-координаторы программы: Чистяков И.А. – директор ЧОУ «ЛНМО», Чистякова М.В.  – заместитель директора, творческая группа  педагогов дополнительного образования

Санкт-Петербург 2019 год

Структура программы.

  1. Введение
  2. Системный анализ  результатов работы ЧОУ ОиДО «ЛНМО» в 2015-2019  годах

— достижения за отчетный период

— информация о выявленных положительных тенденциях  развития ОУ. Анализ внешних и внутренних факторов развития ЧОУ «ЛНМО»

— информация о выявленных проблемах развития ОУ

  1. Концепция и сценарий развития ОУ. Стратегические ориентиры развития ЧОУ «ЛНМО
  2. Цели и задачи Программы
  3. Планируемые результаты реализации программы и индикаторы ее достижения
  4. Целевые проекты
  5. Управление развитием ОУ. Организация контроля реализации программы
  6. Финансовый план реализации Программы
  1. Введение.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ:

Программа развития частного общеобразовательного учреждения общего и дополнительного образования «Лаборатория непрерывного математического образования» на 2019-2024 годы.  (Далее – Программа)
Решение конференции работников  ЧОУ ОиДО «ЛНМО» № 18 от 5 ссентября 2019 года, г. Санкт-Петербург
ЧОУ ОиДО «ЛНМО», Компании-партнеры, Вузы Санкт-Петербурга Школы Санкт-Петербурга, заинтересованные в привлечении учащихся к научно-исследовательской и проектной деятельности
I   этап. 2019-2020 годы. Анализ  перспективных направлений для реализации проектов. Начало работы в рамках Программы развития.  II   этап. 2021-2023 годы. Основной этап работы в рамках Программы. III  этап. 2023-2024 годы.  Подведение итогов.
Обеспечение устойчивости частного общеобразовательного учреждения дополнительного образования, укрепление модели взаимодействия с государственными школами Адмиралтейского района, тиражирование образовательной среды нового типа, созданной в ЛНМО  на всероссийском уровне.
— создание условий для получения мотивированными школьниками качественного дополнительного образования — повышение эффективности работы ЧОУ ОиДО «ЛНМО» — создание условий для развития исследовательских способностей школьников, обеспечение возможности их участия в проектной и исследовательской деятельности — становление школы как модели создания образовательной среды нового типа — повышение уровня квалификации педагогов, включение их в процесс исследовательской и проектной деятельности
1. Расширение потенциала системы дополнительного образования детей в Санкт-Петербурге за счет внедрения научной составляющей. Создание условий для развития молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению.
Разработка, апробация и внедрение модели образования, разработанной ЛНМО, как модели  использования ресурсов негосударственного сектора и механизмов государственно-частного партнерства при организации обучения мотивированных школьников.
Создание устойчивой образовательной  среды  нового типа при  интеграции общего и дополнительного образования по модели ЛНМО  
Система  научных семинаров и спецкурсов ЧОУ ОиДО «ЛНМО» 
Сквозные компетенции: молодежный научный семинар ЧОУ ОиДО «ЛНМО» как ступень к образовательной и профессиональной карьере в вузе и на предприятии”.
Развитие взаимодействия с образовательными и научными организациями Санкт-Петербурга по обмену методическим опытом  и объединению ресурсов для развития исследовательских способностей щкольников.
Открытость инновационного опыта ЧОУ «ЛНМО» для педагогического сообщества и социума.
Разработка системы научных семинаров и конференций для представления опыта.
Проект  консолидации российских образовательных и научных центров, ведущих научную деятельность со школьниками. 
Создание образовательной интернет-платформы, объединяющей площадки, работающие по принципу интеграции общего и дополнительного образования
Развитие системы кружков по математике и инженерному творчеству для школьников Санкт-Петербурга
Педагог ЧОУ «ЛНМО»:  повышение квалификации и передача опыта.
Взаимодействие с Фондом поддержки научного и научно-технического творчества молодых ученых «Время науки» по организации научных соревнований для школьников.
Организация и проведение  олимпиад, научных конкурсов и конференций:
— Городская открытая олимпиада «Математика НОН-СТОП» — проект по привлечению школьнииков 5-7 классов к исследовательской деятельности  в области математики
— Городской открытый конкурс «Естественный отбор»
— проект по привлечению школьников 5-7 классов к исследовательской деятельности  в области биологи
—  Санкт-Петербургский Турнир юных математиков  — командное соревнование школьников 8-11 классов, по привлечению  школьников к исследовательской деятельности в области математики
—  Балтийский научно-инженерный конкурс — всероссийское соревнование школьников 7-11 классов, представление научных проектов учащихся на выставке-ярмарке научных исследований и проектов.  
Лекторий ЧОУ ОиДО «ЛНМО».
Открытый исследовательский центр по этическим и гуманитарным проблемам техничекого образования «Принцип ответственности”.  
 Развитие Летней научной школы ЛНМО как международного проекта.
Окончание работы над проектом «Летняя научная школа ЛНМО как высококонцентрированная среда для погружения школьника в интенсивную долгосрочную научно-исследовательскую и проектную работу. 
Волонтерское сообщество ЧОУ ОиДО «ЛНМО»
Управляющий Совет ЛНМО как модель устойчивого взаимодействия школы и родителей
 

IГ. Системный анализ  результатов работы ЧОУ ОиДО «ЛНМО» в 2011-2013  годах

Направление работы Основные мероприятия Основные результаты
Анализ результатов работы в 2015-2019 годах. Формирование  образовательных площадок нового типа. ЧОУ ОиДО “ЛНМО”, открывая центры дополнительного образования на площадках государственных школ,   реализует проект интеграции общего и дополнительного образования, а также исследовательской деятельности мотивированных школьников     На основании «Концепция обучения и программы предпрофильного и профильного обучения. Специализация: Математика».Авторы: Чистяков И.А., Михайлов В.Д., Полищук Г.И., Дмитриев Д.В., Штукенберг Д.Г. Концепция и программы предпрофильного и профильного обучения учащихся, утвержденных Региональным экспертным советом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга (протокол секции математики РЭС № 1 от 24 ноября 2008 года) «ЛНМО» разработана  модель инновационных площадок нового типа , реализующих идею интеграции и взаимосвязи общего, дополнительного образования и научной деятельности, а также апробирован проект по созданию системы исследовательской и проектной деятельности детей  на базе общеобразовательной школы как модели  комплексной образовательной среды.  
Повышение качества и доступности дополнительного образования. Развитие  концепции взаимосвязи и интеграции дополнительного образования  и научной деятельности в ЧОУ «ЛНМО» Подготовка, в соответствии с этой концепцией, новых кадров для российской науки и наукоемкого производства  в рамках реализации  постановления Правительства Санкт-Петербурга от 25.07.2012 № 748 «О Программе реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы» в части, касающейся развития и совершенствования нормативно-правовой базы  в сфере образования, экономических и организационно-управленческих механизмов, научной и методической базы научных и образовательных учреждений, системы подготовки педагогических и управленческих кадров 2013 – 2015 гг.      Созданы дополнительные общеобразовательные программы (общеразвивающие), объединенные в комплекс образовательных программ, предназначенных для привлечения школьников к научной деятельности, воспитания нового поколения молодых ученых. Программ адресованы  мотивированных к получению фундаментального образования школьников, желающих создать собственный проект или исследование     Интегрированы дополнительное образование и научной деятельности. Для многих образовательных программ разработаны и эффективно используются современные учебно-методические комплексы.     Активно внедряются в образовательный процесс современные образовательные формы (проблемно-эвристические, креативные, интерактивные, диалоговые), в том числе разработанные педагогами ЧОУ «ЛНМО», а также компьютерные технологии В деятельности педагогического коллектива в соответствии с проектом внедрения научной составляющей в школьный образовательный процесс акцентированы воспитательные аспекты образовательного процесса, направленные на формирование коммуникативной культуры учащихся, развитие их социальной активности, умения представлять свой проект или исследование на научных конкурсах и конференциях.  Созданы авторские образовательные программы количество авторских образовательных программ. Cформирован уникальный педагогический  коллектив,  разработаны авторские  программы, позволяющие эффективно  включить  школьника  в  научные  исследования. Концепция обучения математике и естественным наукам предполагает фундаментальный  подход  к    изложению  теоретического материала в сочетании  с  большим  объемом   практической  работы отработана  система  подготовки школьников    к участию  в крупнейших научных конкурсах  и конференциях,  в том числе международных.   Предложен университетский подход к получению фундаментального образования, тем самым   реализуется  идея формирования академического  образования,    в том числе  и по  гуманитарным  дисциплинам. Разработана эффективная система научных исследований  в школе       система  семинаров  и  спецкурсов. Внедрены новые, в том числе компьютерные, технологии проведения массовых мероприятий. Система тренингов позволяет учащимся сформировать коммуникативную культуру для «продвижения» своих научных проектов. Сформировался контингент учащихся  (в 2015 учебном году в  ЧОУ «ЛНМО» было принято 80 обучающихся)    Охват детей в возрасте от 10 до 18 лет программами         дополнительного образования обучающихся  на трех площадках ЛНОна уровне не менее 40%. Каждый   учащийся, поступивший в ЧОУ ОиДО «ЛНМО»,    создает  научное исследование или инженерный проект    
Представление инновационных результатов деятельности ЛНМО, связанных с расширением  образовательных эффектов для детей, проживающих Санкт-Петербурга за счет интеграции возможностей основного и дополнительного образования   Включение педагогического коллектива в инновационную деятельность и опытно-экспериментальную работу по созданию концепции взаимодействия общего, дополнительного образования и научной деятельности учащихся     Таким образом, работа ведется с мотивированными школьниками, выбравшими  для  профиль  общего образования — физико-математический или технический. Такие ребята расширяют общее образование на занятиях дополнительного образования в ЧОУ ОиДО «ЛНМО», а затем занимаются на научных семинаров и спецкурсах с тьюторами (научными руководителямим), привлеченными ЧОУ ОиДО «ЛНМО».        
Открытость инновационного опыта ЧОУ «ЛНМО» для педагогического сообщества и социума. Разработка системы научных семинаров и конференций для представления системы разработки,  апробации и внедрения моделей использования ресурсов негосударственного сектора и механизмов государственно-частного партнерства в предоставлении услуг дополнительного образования детей в Санкт-Петербурге Активизация деятельности по обобщению и распространению опыта работы ЧОУ «ЛНМО»    Представление опыта работы педагогического коллектива ЧОУ «ЛНМО» на городских методических объединениях и выставках.   Выступления на научных семинарах, научно-практических конференциях с целью внесения предложений для организаций государственного и негосударственного сектора  и некоммерческих организаций для формирования практик и механизмов государственно-частного партнерства  в рамках деятельности организаций дополнительного образования детей; выработка рекомендаций для образовательных организаций дополнительного образования детей по использованию ресурсов негосударственного сектора и некоммерческих организаций, механизмов государственно-частного партнерства; организация проведения конкурса проектов взаимодействия образовательных организаций дополнительного образования детей с социальными партнерами в предоставлении услуг дополнительного образования      
Расширение потенциала системы дополнительного образования детей в Санкт-Петербурге за счет внедрения научной составляющей. Создание условий для развития молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению.     Развитие  системы привлечения школьников к научной деятельности как средство повышения разнообразия реализуемых образовательных программ в соответствии с достижениями научно-технического прогресса, информатизации общественной жизни и быта   Создание  системы научных семинаров и спецкурсов по  математике, программированию, физике.   Использование ресурсов частных образовательных учреждений необходимо для  создания в государственных школах творческой среды, позволяющей при сохранении  высокого уровня общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами,   привнести в учебный процесс  возможность выбора определенных предметов в учебном плане (профилизации  в  дополнительном образовании, иначе говоря, дифференцированного обучения),   на практике реализовать индивидуальный образовательный маршрут   каждого учащегося.   Научная деятельность — это вершина получения одновременно общего и дополнительного образования, причем она имеет смысл только в случае успешного прохождения  программ общего и дополнительного образования. В 2014-2015 году процесс получения дополнительного образования по предметам математического цикла,  а также по биологии  связан с использованием программ дополнительного образования, которые прошли лицензирование. Эти программы  построены как  включение школьников в научную деятельность и предполагают фундаментальное образование по математике и биологии. Дополнительное образование  в ЛНМО   происходит по  расписанию ЧОУ ОиДО “ЛНМО»  после окончания   занятий в государственной школе.  Научные семинары и спецкурсы организуются для учащихся  ЛНМО  в вузах Санкт- Петербурга, на кафедрах,  в компаниях и на предприятиях, или  ведутся дистанционно, в том числе с использованием сети интернет. На научных семинарах и спецкурсах учащиеся знакомятся со сложными разделами математики, программирования, физики и создают и готовятся к созданию научных исследований. Научный руководитель формулирует тему для научной работы  и руководит созданием исследования, с которым учащийся выступает на  научных конференциях и конкурсах.                  
Педагог ЧОУ «ЛНМО»:  повышение квалификации и передача опыта Повышение профессионального мастерства педагогических кадров ЧОУ «ЛНМО» Возрастает образовательный и профессиональный уровень педагогического коллектива. Повышается  квалификация педагогических кадров. Обеспечивается преемственность педагогических кадров.   80 % cотрудников имеют высшее образование Количество сотрудников, имеющих высшую квалификационную категорию, увеличилось с 37% до 48%; За последние 3 года 3 выпускника коллектива ЧОУ «ЛНМО» стал педагогом дополнительного образования.
Программа консолидации российских образовательных и научных центров, ведущих научную деятельность со школьниками ЧОУ ОиДО «ЛНМО» ежегодно в рамках всероссийских мероприятий,  организатором которых является учреждение,  проводит круглые столы, конференции с целью объединения учреждений, которые ведут исследовательскую и проектную деятельность с детьми.    
Организация взаимосвязи школы, вузов и бизнеса. Расширение связей ЧОУ ОиДО «ЛНМО» с компаниями и предприятиями, удовлетворение потребностей экономики Санкт-Петербурга в квалифицированных рабочих и специалистах по приоритетным отраслям экономики посредством развития системы дополнительного образования  школьников. — поддержка развития Санкт-Петербурга как крупнейшего российского и международного научно-образовательного центра; — обеспечение общественной поддержки  осуществляемых изменений в сфере образования. Обновление содержания, форм и технологий игровой познавательной деятельности школьников   Созданы новые формы  игровых познавательных пространств      При подготовке команд-участниц познавательных игр-конкурсов внимание акцентировалось на исследовательской и проектной деятельности учащихся.   Всего за 3 года проведено 8 игр  (квестов, научных праздников, лекций, мастер-классов, воркшопов и хакатонов) для привлечения школьников к научной деятельности в области математики и естественных наук  
Расширение финансовых ресурсов деятельности ЧОУ «ЛНМО». Платные образовательные услуги и получение грантовой поддеркки от Фондов. Расширение спектра платных образовательных услуг как условия увеличения финансирования деятельности ЧОУ «ЛНМО»   Расширение спектра образовательных программ для детей школьного возраста . Рост востребованности образовательных программ студии у населения района, как следствие высокого качества предоставляемых услуг.   Увеличение объема выручаемых средств, что обеспечивает с одной стороны рост заработной платы педагогических кадров и обслуживающего персонала, как фактора социальной защиты, с другой стороны увеличение финансирования деятельности ЧОУ «ЛНМО» (обеспечение потребностей учреждения в обслуживании оргтехники, информационных услугах, в учебных пособиях, канцелярских принадлежностях, учебниках)    
  Городская открытая олимпиада «Математика НОН-СТОП» — проект по привлечению школьников 5-7 классов к исследовательской деятельности  в области математики Городской открытый конкурс «Естественный отбор» — проект по привлечению школьников 5-7 классов к исследовательской деятельности  в области биологии Санкт-Петербургский Турнир юных математиков  — командное соревнование школьников 8-11 классов, по привлечению  школьников к исследовательской деятельности в области математики Балтийский научно-инженерный конкурс — всероссийское соревнование школьников 7-11 классов, представление научных проектов учащихся на выставке-ярмарке научных исследований и проектов.        

III. Результаты социального партнерства

 Взаимодействие ОУ с различными учреждениями и организациями

Организации,с которыми осуществляется сотрудничество: Сфера сотрудничества Формы Сотрудничества
Cанкт- Петербургский государственный Политехнический университет (СПбПУ) Научные семинары и спецкурсы, дополнительное образование, Научные конкурсы и конференции, Соорганизатор научных           конкурсов   и конференций, партнер в области              проведения научных  семинаров           и спецкурсов Предоставление Научных
    руководителей для научных      проектов школьников
Фонд поддержки аучной и научно- технической деятельности молодых ученых «Время науки» Проведение                          научных конкурсов и конференций. Соорганизатор Балтийского научно- инженерного конкурса, олимпиады «Математика       НОН- СТОП»,             Санкт- Петербургский турнир юных математиков, конкурс  «Естественный отбор»
ГБОУ СОШ 565 Соорганизация образовательного процесса общего и дополнительного образования в профильных классах Арендодатель помещений. Методическая             и организационная поддержка. Соорганизация образовательного процесса в профильных математических классах. Соорганизация олимпиады «Математика      НОН- СТОП»
ГБОУ СОШ № 225 Соорганизация образовательного процесса общего и дополнительного образования в профильных химико-биологических классах классах. Проведение                         научных конкурсов и конференций Арендодатель помещений. Соорганизация олимпиады «Математика      НОН- СТОП»,
ГБОУ СОШ 241 Соорганизация образовательного процесса общего и дополнительного образования в профильных классах Арендодатель помещений. Методическая             и организационная поддержка. Соорганизация образовательного процесса в профильных математических классах. Соорганизация олимпиады «Математика      НОН- СТОП»
СПб АППО, кафедра        физико- математического образования Проведение                          научных конкурсов и конференций Соорганизация олимпиады «Математика       НОН- СТОП»
Федерально е государственное автономное образовательное учреждение «Национальный исследовательский Томский государственный университет Научные семинары и спецкурсы, исследования Организационное        и кадровое сотрудничество. Предоставление научных руководителей обучающимся
ООО «Инновационные комплексные системы» Научные       семинары   и спецкурсы Руководство проектами и     исследованиями школьников
ООО «Образовательная робототехника» Научные семинары и спецкурсы Предоставление оборудования         и методического обеспечения
Институт биомедицинских систем и технологий (ИБСиТ) СПбПУ Дополнительное образование     и                   научные семинары и спецкурсы Предоставление помещений                                        и оборудования                          для лабораторных занятий. Предоставление научных руководителей и тем для исследований  
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Петербургский институт      ядерной физики       имени Б.П.Константинова Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Дополнительное образование     и                   научные семинары и спецкурсы Предоставление помещений                                        и оборудования                          для лабораторных занятий. Предоставление научных руководителей   и                     тем для исследований  
ООО             «Центр лазерных технологий» Дополнительное образование     и                   научные семинары и спецкурсы Предоставление помещений                и оборудования     для лабораторных занятий. Предоставление научных руководителей           и современных тем и проблем             для исследований         и создания проектов.
ЧОУ «Школа имени Шацкого» Кадровый обмен Предоставление выпускников ЛНМО как научных руководителей проектов школьников в других учебных заведениях
СПб АППО, кафедра физико-математического образования Проведение научных конкурсов и конференций Соорганизация  олимпиады «Математика НОН-СТОП»,
Отдел педагогики «Русского музея» Организация внешкольных занятий обучающихся Организация курса занятий в «Русском музее» совместно с администрацией ГБОУ СОШ № 564 и 225


 IV. Анализ внешних и внутренних факторов развития ЧОУ «ЛНМО»

Внешние факторы, влияющие на развитие ЧОУ «ЛНМО»

Факторы внешней среды Тенденции
Благоприятные возможности Потенциальные угрозы
1 Образовательная политика Российской Федерации Государственная поддержка: Приоритетный национальный проект «Образование». Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС). Стратегическая инициатива «Наша новая школа» Ограниченные возможности выбора программ системы профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования   Отсутствие эффективных и взаимовыгодных механизмов взаимодействия ЧОУ и государственной школы по внедрению новых стандартов внеурочной деятельности
2 Стратегия развития системы петербургского образования Программные документы: Стратегия развития системы образования Санкт- Петербурга на 2011-2020 годы «Петербургская Школа 2020»   Недостаточная обоснованность идеологии развития современного дополнительного образования и нормативно- законодательной базы для его финансирования Недостаточный учет в работе с одаренными детьми разнообразия проявлений детской одаренности и форм ее развития (акцентирование внимания только на олимпиадном движении)
3 Государственный заказ в воспитании творческой личности, способной к инновационным преобразованиям в Опыт инновационной и проектной деятельности в системе дополнительного образования, в том числе в ЧОУ «ЛНМО» Профессиональные стереотипы педагогов (ориентация на приобретение учащимися суммы ЗУН в предметной области)
  различных сферах деятельности    
4 Социокультурная среда Района Социальное партнерство — система взаимодействия: с муниципальными образованиями, социокультурными институтами района и города Конкуренция между учреждениями дополнительного образования детей и дополнительным образованием в ЧОУ в связи с развитой системой дополнительного математического образования
5 Информатизация современного общества Опыт разработки и эффективного использования электронных образовательных ресурсов (прикладных программных средств) Использование возможностей сайта и социальных сетей для взаимодействия с участниками образовательного процесса и социальными партнерами Недостаточный уровень готовности педагогов к использованию  ИКТ Недостаток средств информатизации (компьютеров современного поколения, компьютерного программного обеспечения) и финансирования для их приобретения


Внутренние факторы, влияющие на развитие ЧОУ «ЛНМО»

    Спектр образовательных и досуговых программ для детей разного возраста Опыт создания учебно- методических комплексов Стабильно высокие достижения обучающихся  
1. Достигнутое качество образования Системная организация повышения квалификации педагогических кадров Система материального и морального стимулирования сотрудников ЧОУ «ЛНМО» Недостаточная системы оценки качества дополнительного образования Недостаточный учет потребностей современных детей (особенно подростков и старшеклассников) Отсутствие единого информационно-методического пространства
2. Кадровый потенциал учреждения Традиции ЧОУ «ЛНМО» Условия для позитивного сотрудничества и взаимодействия детей и педагогов Несбалансированный возрастной состав кадров (старение кадров, недостаточный приток молодежи)
3. Комфортная психологическая атмосфера для детей, родителей и сотрудников Опыт проведения социологических исследований по выявлению образовательных Недостаточно развитая система партнерских отношений и взаимодействия с родительским сообществом
4. Мониторинг образовательных потребностей социума    
    потребностей детей и родителей Слабая материально-техническая база для развития актуальных интересов детей в сфере технического творчества и туризма
5. Инновационная и опытно-экспериментальная работа Опыт разработки и реализации педагогами ЧОУ «ЛНМО» инновационных проектов, образовательных программ и технологий Банк данных креативных технологий с возможностью их модификации на разные возрастные группы детей Недостаточная готовность педагогических кадров к оперативным изменениям в системе дополнительного образования Недостаточный опыт участия педагогов в длительных мониторинговых исследованиях
6. Привлечение дополнительных источников финансирования Интеграция в целевые региональные и районные программы Развитие платных образовательных услуг  Отсутствие опыта педагогических сотрудников в поиске и разработке грантовых проектов

 Нормативно-правовая база Программs развития ЧОУ «ЛНМО»

Федеральный закон  № 273-ФЗ от 29.12.2012  «Об образовании в Российской Федерации».

      Стратегия   развития   системы   образования  Санкт-Петербурга на    2011-2020г.г.

«Петербургская школа 2020г.».

     Федеральная целевая программа  «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года»

  • Государственная программа Российской Федерации  «Развитие образования» на 2013-2020 годы»

 Концепция  развития дополнительного образования детей,  Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р “Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей

  • Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период  до 2030 года
  • Государственная программа Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2015-2020 годы»

V. Стратегические ориентиры развития ЧОУ «ЛНМО», работа по грантам Фонда президентских грантов и Министерством просвещения:

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ ЧОУ ОиДО «ЛНМО»  и Фонда «Время науки»

2019-2020 учебный  год

ЛНМО:

I. Работа над 3 проектами — победителями конкурсов  2018 и 2019 года  Фонда президентских грантов:

  1. Научное руководство (наставничество) проектами и исследованиями школьников как результат системной работы по организации взаимодействия общего, дополнительного образования и научной деятельности в «Лаборатории непрерывного математического образования».

Проект успешно завершен,  в результате представлено методическое пособие по развитию исследовательской и проектной деятельности школьников.

  • Летняя научная школа ЛНМО как высококонцентрированная среда для погружения школьника в интенсивную долгосрочную научно-исследовательскую и проектную работу.

Проект   находится в стадии завершения. В рамках Летней школы были собраны команды педагогов и разработчиков проектов из  разных регионов РФ. Проект планируется как международных для обмена опытом между региональными командами.

  • Открытый исследовательский центр по этическим и гуманитарным проблемам технического образования «Принцип ответственности»

Проект Лектория для подростков и взрослых начинает свою работу в ноябре 2019 года и продолжится до  декабря 2020 года.

II. Работа над проектом — победителем конкурса Министерства Просвещения Российской Федерации  «Создание и поддержка функционирования организаций дополнительного образования детей и (или) детских объединений на базе школ для углубленного изучения математики и информатики»

  1. Проект ЧОУ ОиДО «ЛНМО» «Научные исследования и проекты обучающихся в «Системе научных семинаров и спецкурсов Лаборатории непрерывного математического образования» как итог дополнительного образования в области математики и информатики, полученного в ЧОУ ОиДО «ЛНМО», работающей в сотрудничестве с профильными физико-математическими классами ГБОУ СОШ            № 564».

III. Тиражирование модели  научно-образовательных площадок ЧОУ ОиДО «ЛНМО». Разработка модели и распространении опыта реализации научно-образовательных площадок в регионах.

ЧОУ ОиДО «ЛНМО» начала реализовывать проект тиражирования модели   работы ЛНМО  модели интеграции школ двух укладов и двух направлений деятельности (общего и дополнительного образования)  со школами Нового Уренгоя.

IV. Заключение договоров с крупными петербургскими компаниями и  российскими вузами для реализации  крупных образовательных проектов для школьников.

СПбАППО, кафедра          физико- математического образования, Федерально е государственное автономное образовательное учреждение «Национальный исследовательский Томский государственный университет, ООО Инновационные комплексные системы», ООО «Образовательная робототехника», Институт биомедицинских систем и технологий (ИБСиТ) СПбПУ, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Петербургский институт ядерной физики имени Б.П.Константинова Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», ООО«Центр лазерных технологий», компания Диджитал Дизайн.

Фонд «Время науки»:

  1. Окончание работы над проектом  — победителем конкурсов  2018 и 2019 года  Фонда президентских грантов: «Актуальная наука: научные соревнования школьников как механизм создания мотивации к получению качественного образования и построению научной и профессиональной карьеры». Работа по проведению научных соревнований для школьников: олимпиады «Математика НОН-СТОП», Санкт-Петербургский турнир юных математиков, конкурс Естественный отбор.

Миссия ЧОУ «ЛНМО»     —  создание комплексной образовательной модели, позволяющей создать внутри российских школ активную среду, вовлекающую учащихся в процесс получения фундаментального образования, в исследовательскую деятельность на основании внедрения интегративных форм государственно-частного партнерства. В основе идеи  —  создание в  государственных  школах различных регионов  сети  образовательных площадок,   работающих на основании  многоуровневой интеграции общего, дополнительного образования и научной деятельности, сочетая в себе государственные и частные школы с разными задачами обучения и развития, что  позволит максимально раскрыть потенциал детей развить их способности.

Стратегия развития

 Цель образовательной и научной деятельности   в ЛНМО:

Стратегическая цель — создание условий и эффективного механизма для поэтапного перехода к новому уровню образовательного процесса, ориентированного на  создание научного исследования,  через реализацию дополнительных образовательных программ,  а также занятия на научных семинарах с научными руководителями (тьюторами)

Тактические цели:

• разработать и внедрить новую структуру  дополнительных образовательных программ, ориентированных на расширение образовательных программ общего образования и в конечном итоге дающих возможность обучающемуся создавать полноценные научные исследования еще в школьном возрасте;

• создать интегрированные программы, основанные на принципе интеграции и взаимосвязи общего, дополнительного образования  и академической науки;

•  расширять связи учреждения дополнительного образования и общеобразовательного учреждения при условии развития нормативно-правовой базы и документальной, регламентирующей процессы сетевого взаимодействия и государственно-частного партнерства;

• сформировать коллектив педагогов, способных на современном уровне решать

общую педагогическую задачу обучения и воспитания  будущих ученых;

• сохранить и развить материально-техническую базу образовательного

учреждения, ориентированного на научную деятельность обучающихся

Оперативные цели:  

• поиск и внедрение новых форм организации образовательного процесса для

привлечения обучающихся среднего и старшего школьного возраста к научной деятельности;

• разработать новые образовательные программы  эколого-биологической направленности,  учитывающие интересы детей и их родителей;

• содействовать дальнейшему развитию связей с наукой, использованию  научно-педагогических кадров  и  достижений академической науки  в работе образовательного учреждения;

• содействовать дальнейшему развитию связей с бизнесом, осуществлять организацию работы обучающихся в рамках деятельности компаний и предприятий Санкт-Петербурга;

• создать необходимые условия для успешной деятельности педагогов организовать рабочие места в соответствии с современными требованиями;

ЧОУ ОиДО «ЛНМО» — это учреждение дополнительного образования, создающее среду для развития исследовательских способностей учащихся, мотивированных к изучению математики и естественных наук.

ЛНМО работает по лицензии на право предоставления услуг дополнительного образования в ГБОУ СОШ № 564 Санкт-Петербурга, арендуя помещения общей площадью 250 кв.м. для проведения занятий в рамках дополнительного образования и исследовательской деятельности с 2012 года.

Концепция ЧОУ «ЧОУ ОиДО «ЛНМО» предполагает преобразование современной образовательной среды в активную, вовлекающую учащихся

в процесс получения фундаментального образования, в исследовательскую и профессиональную деятельность. Она основана на идее интеграции и взаимосвязи общего, дополнительного образования и академической науки.

Новая образовательная среда, созданная на основании такой концепции, формируется на основании взаимодействия с государственным общеобразовательным учреждением, которое благодаря сотрудничеству с частным учреждением дополнительного образования получает возможность активно развивать различные формы проектной и исследовательской деятельности учащихся. Особенно востребован такой принцип в области современного математического и естественнонаучного образования, так как помогает организовать процесс развития исследовательских способностей учащихся, привлекает к занятиям программированием и инженерному творчеству.

Модель функционирования кружка углубленного изучения математики и информатики в ЧОУ ОиДО «Лаборатория непрерывного математического образования» (далее – ЛНМО) связана с «Концепцией взаимосвязи и интеграции общего и дополнительного образования и академической науки», разработанной в 1992 году директором ЛНМО И.А.Чистяковым.

Модель работы ЧОУ ОиДО «ЛНМО» предполагает создание образовательных мини-комплексов для обучения детей с особыми образовательными потребностями, мотивированными прежде всего к занятиям математикой и информатикой, так как работа ЛНМО как учреждения дополнительного образования происходит на площадке государственной школы № 564, которая принимают детей  для  обучения по физико-математическому и техническому профилям, желающих получать услуги дополнительного образования и работать над проектом или исследованием. Мини-комплексы создаются на основании взаимосвязи государственной и частной школ, и предполагают углубленное обучение школьников по программам общего образования по математике и информатике, соответствующим ФГОС основного  и среднего общего образования, программ дополнительного образования, которые расширяют общеобразовательные программы в модели ЧОУ ОиДО «ЛНМО». В результате такой работы ребята, обучающиеся по программам дополнительного образования в ЧОУ ОиДО «ЛНМО», оказываются способны работать в «Системе научных семинаров и спецкурсов ЛНМО» под руководством научных руководителей (наставников).

Проект начал разрабатываться в 2012 году, и строится в соответствии с

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»; Концепцией развития дополнительного образования детей, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726-р;

Итак, дополнительное образование в ЧОУ ОиДО «ЛНМО»” ориентировано на научную и проектную деятельность одаренных в области исследований учащихся на различных ступенях образования, и предполагает новый подход к внедрению научной составляющей в процесс получения образования. Иначе говоря, основной целью дополнительного образования в ЧОУ ОиДО «ЛНМО» является привлечение учащихся к работе на научных семинарах с учеными, преподавателями вузов, к созданию научного исследования в рамках развития цифрового общества уже в возрасте 14-18 лет – подготовка высококвалифицированных специалистов в области математики и программирования, которые легко осваивают принципы машинного обучения, обработки больших данных и так далее.

Проекты ЧОУ ОиДО «ЛНМО» строятся по принципу иерархичности: обучающиеся в государственной школе по программам общего образования дети, посещают занятия по математике и информатике по программам дополнительного образования. Успешно освоившим дисциплины по программам дополнительного образования, рекомендовано участие в работе научного семинара (спецкурса) под руководством научного руководителя. Программы дополнительного образования строится по модульной схеме – 5 модулей обучения соответствуют  5 годам обучения в государственной школе в 7-11 классах. Каждый модуль

построен таким образом, что в него входят обязательные дополнительные занятия и соответствующие возрасту обучающегося и программе обучения семинары и спецкурсы по выбору.

1.1.                                       Социальный эффект от проекта.

Социальный эффект от проекта очевиден:

  • Успешность выпускников ЛНМО привлекает к «расширенной модели обучения», формирующей аналитическое, логическое и системное мышление обучающихся, готовых к формированию современных профессиональных и общекультурных компетенций, прежде всего IT- компетенций и навыков программирования
    • Благодаря проекту преодолевается проблема, связанная с отсутствием связи  получаемых   знаний,        навыков      и        компетенций                                                                                        в школе с требованиями будущей образовательной программой высшего образования, что приводит к тому, что студенты не могут продолжать обучение в вузах. Выпускники ЧОУ ОиДО «ЛНМО» чаще всего продолжают обучение на самых сложных специальностях, связанных с прорывными технологиями и решениями.
    • проект обеспечивает условия для прохождения студентами старших курсов, аспирантам, молодым специалистам и ученым педагогической практики и отработки профессиональных навыков в работе с детьми,  так как предлагает как более стандартные формы преподавания в рамках системы дополнительного образования и работе по образовательным программам, так и работу в «Системе научных семинаров и спецкурсов ЛНМО», предполагающей творческий подход и работу по подготовке будушего исследования.

1.2.                                       Цели и задачи работы над проектом:

Целью деятельности над проектом является

создание условий для повышения качества образования обучающихся путем, привлечения их к получению фундаментального образования:

  • реализации дополнительных общеразвивающих программ для детей и молодежи по направлениям, релевантным сквозным цифровым технологиям;
    • создания устойчивой и тиражируемой модели работы Системы научных семинаров и спецкурсов;
    • использования сетевой формы взаимодействия образовательных организаций для создания высокотехнологичных условий для реализации образовательных программ.

Проект призван решать следующие задачи:

  • развитие современных компетенций у обучающихся посредством оказания им образовательных услуг с использованием современных методов и технологий, прежде всего с использованием высокотехнологичных разработок современных компаний;
  • разработка и сопровождение перспективных методов, технологий и образовательных программ развития компетенций, в том числе при участии (в сотрудничестве) вузов и представителей сферы IT;
  • создание условий и эффективного механизма для поэтапного перехода к новому уровню образовательного процесса, ориентированного на создание научного исследования, через реализацию дополнительных образовательных программ, чтобы впоследствии учащийся смог заниматься на научных семинарах и спецкурсах с научными руководителями при поддержке тьюторов;
  • разработка и внедрение новой структуры дополнительных образовательных программ, ориентированных на расширение образовательных программ общего образования и в конечном итоге дающих возможность обучающемуся создавать полноценные научные  исследования еще в школьном возрасте, релевантных новым цифровым технологиям.
  • создание интегрированных программ для мотивационно одаренных школьников, готовых осуществлять прорывы и создавать новые технологии, основанных на принципе интеграции и взаимосвязи общего, дополнительного образования и академической науки;
  • расширение связи учреждения дополнительного образования и общеобразовательного учреждения при условии развития нормативно- правовой базы и документальной, регламентирующей процессы сетевого взаимодействия и государственно-частного партнерства;
  • формирование коллектива педагогов, способного на современном уровне решать общую педагогическую задачу обучения и воспитания будущих ученых и специалистов, работающих в новых высокотехнологичных областях российской промышленности;
  • сохранение и развитие материально-технической базы образовательного учреждения, ориентированного на научную и проектную деятельность обучающихся, в том числе по специальностям связанным с «профессиями будушего»;
  • содействие дальнейшему развитию связей с наукой, использованию научно- педагогических кадров и достижений академической науки в работе образовательного учреждения;
  • содействовие дальнейшему развитию связей с бизнесом, осуществление организации работы обучающихся в рамках деятельности компаний и предприятий Санкт-Петербурга.

 Проекты по реализации стратегических направлений развития ЧОУ «ЛНМО». Сроки и этапы реализации программы

Этап Вид деятельности Срок

Организация контроля реализации программы

Координация деятельности структурных подразделений и общественных органов управления ЧОУ «ЛНМО» по реализации программы осуществляется директором ЧОУ ОиДО «ЛНМО», который по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал осуществляет контроль хода выполнения программы.

Ежегодно на педагогическом совете и совещаниях анализируются итоги реализации очередного этапа реализации программы, уточняются основные задачи предстоящего этапа, при необходимости корректируются шаги-действия по конкретным направлениям.

По итогам каждого этапа реализации проектов направления проводится общественная презентация и оценка его результатов.

Анализ полученных в ходе реализации программы результатов, их успешности, определение дальнейших перспектив развития учреждения осуществляется экспертно- методическим советом ЧОУ «ЛНМО».

Итоги реализации и перспективы дальнейшего развития  ЧОУ ОиДО «ЛНМО» обсуждаются и утверждаются на педагогическом совете и становятся основой для проектирования очередного этапа развития учреждения.

VI. Проекты по реализации программы развития на 2019-2024 годы

  1. Расширение потенциала системы дополнительного образования детей в Санкт-Петербурге за счет внедрения научной составляющей. Создание условий для развития молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению.
  2. Разработка, апробация и внедрение модели образования, разработанной ЛНМО, как модели  использования ресурсов негосударственного сектора и механизмов государственно-частного партнерства при организации обучения мотивированных школьников. Создание устойчивой образовательной  среды  нового типа при  интеграции общего и дополнительного образования по модели ЛНМО
  3.  Система  научных семинаров и спецкурсов ЧОУ ОиДО «ЛНМО»
  4. «Сквозные компетенции: молодежный научный семинар ЧОУ ОиДО «ЛНМО» как ступень к образовательной и профессиональной карьере в вузе и на предприятии”. Развитие взаимодействия с образовательными и научными организациями Санкт-Петербурга по обмену методическим опытом  и объединению ресурсов для развития исследовательских способностей щкольников.
  5. Открытость инновационного опыта ЧОУ «ЛНМО» для педагогического сообщества и социума. Разработка системы научных семинаров и конференций для представления опыта. Проект  консолидации российских образовательных и научных центров, ведущих научную деятельность со школьниками.
  6. Создание образовательной интернет-платформы, объединяющей площадки, работающие по принципу интеграции общего и дополнительного образования
  7. Развитие системы кружков по математике и инженерному творчеству для школьников Санкт-Петербурга
  8. Педагог ЧОУ «ЛНМО»:  повышение квалификации и передача опыта
  9. Взаимодействие с Фондом поддержки научного и научно-технического творчества молодых ученых «Время науки» по организации научных соревнований для школьников. Организация и проведение  олимпиад, научных конкурсов и конференций:

— Городская открытая олимпиада «Математика НОН-СТОП» — проект по привлечению школьнииков 5-7 классов к исследовательской деятельности  в области математики

— Городской открытый конкурс «Естественный отбор» — проект по привлечению школьников 5-7 классов к исследовательской деятельности  в области биологи

—  Санкт-Петербургский Турнир юных математиков  — командное соревнование школьников 8-11 классов, по привлечению  школьников к исследовательской деятельности в области математики

—  Балтийский научно-инженерный конкурс — всероссийское соревнование школьников 7-11 классов, представление научных проектов учащихся на выставке-ярмарке научных исследований и проектов.

  • Лекторий ЧОУ ОиДО «ЛНМО». Открытый исследовательский центр по этическим и гуманитарным проблемам техничекого образования «Принцип ответственности”.
  • Развитие Летней научной школы ЛНМО как международного проекта. Окончание работы над проектом «Летняя научная школа ЛНМО как высококонцентрированная среда для погружения школьника в интенсивную долгосрочную научно-исследовательскую и проектную работу.
  • Волонтерское сообщество ЧОУ ОиДО «ЛНМО»
  • Управляющий Совет ЛНМО как модель устойчивого взаимодействия школы и родителей