ЛАБОРАТОРИЯ НЕПРЕРЫВНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

716-68-36, 417-20-74 administrator@lnmo.ru

СПРАВКА О РАБОТЕ В 2021-2022 УЧЕБНОМ ГОДУ ГУМАНИТАРНЫХ КЛАССОВ ЛНМО, РАБОТАЮЩИХ НА УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ГИМНАЗИЕЙ № 278

2021 — 2022 учебный год был первым годом работы гуманитарных классов ЛНМО. Планируя деятельность, мы понимали, что последующая работа площадки во многом будет определяться результатами первого года. Было важно сформировать среду, мотивирующую к обучению, к ведению самостоятельных исследовательских практик, сформировать пространство свободного общения между учащимися, преподавателями и научными руководителями.

Учебная деятельность учащихся

Весной 2021 г. мы осуществили набор в 8 и 10 классы. Это первый шаг по реализации комплексной профильной программы, охватывающей подготовку учащихся 8 — 11 классов. Общеобразовательный компонент программы — филологический профиль с профильными русским языком, литературой и английским языком. По этим предметам увеличено количество часов (до 8 часов русского языка и литературы и до 6 часов английского языка). Четвёртый профильный предмет — информатика, т. к. специфика направления предполагает овладение ключевыми навыками программирования и работы с данными.

Компонент дополнительного образования в 2021 — 2022 учебном году предполагал освоение восьми- и десятиклассниками ряда дисциплин:

8 класс (204 часа)
Введение в теорию мифа2 часа в неделю68 часов в год
Методы социологического исследования2 часа в неделю68 часов в год
Психолингвистика2 часа в неделю68 часов в год
10 класс (204 часа)
Методы анализа текстов2 часа в неделю68 часов в год
Когнитивная психология2 часа в неделю68 часов в год
Статистика в гуманитарных исследованиях2 часа в неделю68 часов в год

Учебный процесс в Лаборатории достаточно интенсивный: в каждый из шести учебных дней ребята посещают 3-4 пары. Поэтому важно разнообразить формы учебной деятельности, предусмотреть элементы, направленные на самоорганизацию и практическую отработку полученных знаний, а также предоставить учащимся возможности познакомиться с приглашёнными специалистами и получить опыт взаимодействия с внешними площадками.

Одним из примеров практической ориентированности учебного процесса на площадке может послужить курс Михаила Дмитриевича Соловьёва “Методы социологического исследования”.

В формате командной работы восьмиклассники осваивали методы социологического исследования и собирали данные для итогового проекта “Что значит “Быть специалистом”?” На занятиях и на выездах ребята брали интервью у представителей самых разных профессий: философа и актёра, разработчика видеоигр, бизнесмена и даже тренера по тайскому боксу. В числе респондентов были, в том числе, Роман Викторович Светлов, доктор философских наук, директор Высшей школы философии, истории и социальных наук БФУ им. И. Канта; Фёдор Федотов, российский актёр театра и кино, исполнитель главной роли в фильме “Серебряные коньки”. Кроме того, данные, полученные в ходе интервью, дополнялись результатами социологических опросов, которые наши восьмиклассники проводили в городе. Для ребят работа над таким проектом — ценнейший опыт. Они на практике осваивают теоретический аппарат гуманитарных наук, приобретают навыки полевой работы, а также анализа и интерпретации полученных данных, знакомятся с представителями академической науки, бизнесменами, деятелями искусства.

Кроме повседневной учёбы ребята инициировали несколько семинаров по обсуждению тем, поднятых в дискуссиях после посещения интерактивной выставки “Вселенная. Человек. Интеллект”, организованной Обществом Макса Планка при содействии Гёте-института. В качестве приглашённого специалиста перед ребятами выступил Виктор Михайлович Аллахвердов — с лекцией об исследованиях в области когнитивной науки. А в завершение учебного года восьми- и десятиклассники с ознакомительным учебным визитом посетили Институт когнитивных исследований СПбГУ. Это Малое научное мероприятие, организованное при тесном взаимодействии с Институтом, включало знакомство с методами исследований средствами электроэнцефалографии и ай-трекинга, а также дискуссию о перспективах применения аппаратных методов в когнитивных исследованиях.

Важно, чтобы учащиеся соприкасались не только с профильными областями знания, чтобы не замыкались в них, поэтому на площадке организуются мероприятия, целью которых является как обретение знания в рамках профиля, так и приобщение к широкому контексту гуманитарных наук, расширение кругозора. Так, в ходе этого учебного года в качестве приглашённых лекторов перед учащимися выступили Анна Евгеньевна Косицкая с лекцией по введению в источниковедение, Анастасия Андреевна Липинская с лекцией-практикумом по истории британской литературной “высокой готики” и особенностям её художественного перевода. На осенних каникулах в ноябре 2022 г. для восьми- и десятиклассников был организован трёхдневный интенсив по теории драмы, который провела психолог, сценарист Анастасия Павловна Брауэр. А раз в 1-2 месяца учащиеся отправлялись на спектакли в Театр юного зрителя по договору целевого посещения между ТЮЗом и ЛНМО.

Исследовательская деятельность школьников

Реализация концепции “школы полного дня” — основание для организации исследовательской деятельности школьников. Первичные опросы в начале учебного года показали, что подавляющее большинство ребят, даже имея опыт проектной деятельности в предыдущей школе, зачастую представляли исследование не как поиск нового знания, а как описательную, реферативную практику.

Уже с сентября проводились занятия, целью которых было выявить интересы и увлечения ребят, помочь сформулировать самостоятельные исследовательские запросы, что позволило уже к концу октября организовать график индивидуальных консультаций, запланировать проведение экспериментов. В конце января на площадке прошла первая Академическая Суббота — внутришкольный форум, на котором работы проходят предварительную защиту в присутствии широкой аудитории учащихся, преподавателей, руководителей. Проведение такого “срезового” мероприятия важно по нескольким причинам. С одной стороны, полученные в ходе защит отзывы и рецензии помогают скорректировать ход работы, понять её слабые стороны. С другой стороны, форум оказывает мощнейшее влияние именно с психологической точки зрения, помогает снять напряжение, почувствовать общность с теми одноклассниками, кто ведёт подобную твоей практику.

По итогам 2021 — 2022 учебного года под руководством привлечённых специалистов учащиеся завершили 16 учебных исследований, представив их на конференциях и конкурсах регионального и всероссийского уровней, завоевав при этом множество наград. Кроме того, продолжается работа над наиболее трудоёмкими исследованиями, результаты которых мы ожидаем в первой половине следующего учебного года.

Перспективы развития

Весной 2022 г. был организован новый набор, теперь на гуманитарной площадке 4 класса: с 8 по 11. Для этих классов разработана единственная на данный момент в стране четырёхгодичная комплексная программа предпрофильной и профильной подготовки школьников в области когнитивной науки.

Между ЛНМО и администрацией ГБОУ Гимназии № 278, в которой располагается гуманитарная площадка, установился хороший рабочий контакт. Руководство гимназии проявляет живой интерес не только к работе гуманитарных классов, но и ко многим внешним мероприятиям, которые проводит Лаборатория: в этом году директор В. М. Шутова предложила сделать гимназию одной из площадок проведения Олимпиады “Математика НОН-СТОП”, организаторами которой выступают Фонд “Время науки” и ЛНМО.

Дальнейшее развитие площадки требует расширения деятельности и проведения мероприятий на уровне города. Поэтому уже сейчас коллектив педагогов создаёт программу профильной смены в составе Летней научной школы ЛНМО на лето 2023 г., а также разрабатывает концепцию профильной олимпиады для школьников Санкт-Петербурга.

Гуманитарная площадка ЛНМО должна стать центром притяжения для увлечённых школьников, педагогов и учёных. В перспективе это учебно-научный комплекс, который предоставляет возможность не только вести образовательную деятельность, но и организовывать исследовательские и просветительские проекты, такие как “недели экспериментов”, встречи с учёными и т.д. Опыт такой интенсивной, плодотворной работы у ЛНМО есть. И мы верим, что новая площадка Лаборатории тоже станет пространством такой работы.

ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ГБОУ СОШ 278 И ЛНМО В 2021-2022 УЧЕБНОМ ГОДУ:

Профильные Олимпиады:

Анна Шер (10 класс)
 Олимпиада по литературе РГГУ (Российского государственного гуманитарного университета) Диплом победителя, Олимпиада по русскому языку РГГУ (Российского государственного гуманитарного университета) Диплом III степени, Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба» Высшей школы экономики Диплом III степени
Мария Шрагина (8 класс)
 Московская традиционная олимпиада по лингвистике Диплом III степени

Всероссийская олимпиада школьников:

1 победитель
 регионального этапа по экологии (Оксана Шейнова)
6 призёров районного этапа по английскому языку (Линь Кристиан Цюшиевич, Кривулина Ева Станиславовна, Богачева Алена Георгиевна, Захарова Мария Александровна, Шер Анна Петровна, Томашевская Полина Юрьевна)
4 призёра районного этапа по русскому языку (Кривулина Ева Станиславовна, Шрагина Мария Марковна, Томашевская Полина Юрьевна, Захарова Мария Александровна)
1 победитель и 4 призёра районного этапа по литературе (Кривулина Ева Станиславовна, Богачева Алена Георгиевна, Камалетдинова Яна Тимуровна, Шер Анна Петровна, Захарова Мария Александровна)
1 победитель и 5 призёров районного этапа по истории (Кривулина Ева Станиславовна, Дорошенко Анастасия Александровна, Запорожцева Дарья Егоровна, Камалетдинова Яна Тимуровна, Никифорова Екатерина Алексеевна, Никулина Мария Витальевна)
1 призёр районного этапа по экономике (Кривулина Ева Станиславовна)
1 победитель и 1 призёр районного этапа по искусству (Косицкая Татьяна Дмитриевна, Захарова Мария Александровна)
1 победитель районного этапа по праву (Дорошенко Анастасия Александровна)


Победители и призёры Городской научно-практической конференции «Лабиринты науки»:

Секция «Психология и педагогика»
Анна Шер — Диплом Победителя
Варвара Кочкина — Диплом Победителя
Полина Томашевская — Диплом II степени
Мария Шрагина — Диплом II степени

Секция «Английский язык и литература. Страноведение»
Кристиан Линь — Диплом III степени

Секция «Культура народов мира»
Ева Маяк — Диплом Победителя
Мария Захарова — Диплом II степени


Секция «Русский язык»:
Анастасия Дорошенко — Диплом III степени

Результаты участия в конкурсе «Юность. Наука. Культура — Север» (результаты заочного этапа, очный отложен на год):

Екатерина Никифорова — Диплом I степени
Анастасия Дорошенко — Диплом II степени
Майя Миронова — Диплом I степени
Алёна Богачёва — Диплом I степени
Иван Колобков — Диплом I степени
Диана Михайлова — Диплом II степени
Анна Андреева — Диплом II степени
Анна Лазарева — Диплом I степени

Результаты участия в конференции «Молодые исследователи» (Высшая школа экономики)

Варвара Титова — Диплом «За исследовательский дебют»
Иван Колобков — Диплом «За самостоятельность и неформальный подход к исследованию»
Полина Томашевская — Диплом Победителя
Анна Шер — Диплом Призёра
Екатерина Никифорова — Диплом Победителя

Результаты участия в конференции «Наука настоящего и будущего» (ЛЭТИ):

Майя Миронова — Диплом II степени

XXXII Международная научная конференция школьников «Сахаровские чтения»:

Алёна Богачёва — Диплом Победителя

Городская научная конференция школьников «Сервантесовские чтения»:

Анна Андреева — Диплом III степени
Анна Лазарева — Диплом III степени
Диана Михайлова — Диплом III степени

Всероссийский Литературный конкурс «Базовые национальные ценности в творчестве»:

Анастасия Дорошенко — Диплом III степени регионального этапа
Дарья Запорожцева — Диплом I степени регионального этапа
Татьяна Косицкая — Диплом II степени регионального этапа
Лидия Мотенкова — Диплом I степени районного этапа
Мария Шрагина — Диплом III степени регионального этапа

Региональный этап Литературного конкурса «Творчество юных»:

Варвара Титова Диплом I степени

Выполненные в 2021-2022 учебном году исследования:

  • Полина Томашевская — «Влияние отношений с родителями на тревожность у подростков старшего школьного и юношеского возраста»
  • Варвара Кочкина — «Некоторые аспекты феномена выгорания у профессиональных спортсменов подросткового возраста»
  • Анна Шер — «Связь имплицитной и эксплицитной самооценки подростков 14-16 лет с наличием вредных привычек»
  • Мария Шрагина — «Влияние наличия опыта при принятии решений в аналогичных ситуациях у детей среднего школьного возраста»
  • Кристиан Линь — «Проблема художественного перевода романа “1984” Джорджа Оруэлла: стилистические и смысловые особенности»
  • Мария Захарова — «Исследование сценографических решений в постановке спектакля “Наш класс” театра “Fulcro” (реж. Дарья Шамина, 2019 г.)»
  • Ева Маяк (Кривулина) — «Система архетипических образов в творчестве Константина Васильева (на материале “древнерусского” цикла)»
  • Анастасия Дорошенко — «Лингвистические факторы, влияющие на распознавание иностранной речи»
  • Екатерина Никифорова — «Дольше – больше? Связаны ли время заимствования и оценка носителем исконности слов русского языка?»
  • Майя Миронова — «Фольклор как жанровый источник песен группы «Король и шут»»
  • Алёна Богачёва — «К вопросу о возможных источниках сюжета повести Стивена Кинга “Низкие люди в желтых плащах”»
  • Иван Колобков — «Особенности интонационного строя песни Kitchen Sink группы Twenty One Pilots»
  • Диана Михайлова — «Влияние присутствия смартфона на качество и скорость выполнения интеллектуальных задач у подростков»
  • Анна Андреева — «Проблемы профессионального самоопределения современного подростка: анализ профориентационных организаций в Санкт-Петербурге»
  • Анна Лазарева — «Изучение копинг-стратегий учащихся 8 класса в ситуации экзамена»
  • Варвара Титова — «Нарратив личностного спасения героев романа Ф.М. Достоевского “Бесы”»