ЛАБОРАТОРИЯ НЕПРЕРЫВНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

417-20-74, 716-68-36 administrator@lnmo.ru

ЛНМО–ПАРТНЕР ФОНДА ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИЙ И МОЛОДЕЖНЫХ ИНИЦИАТИВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В РАМКАХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ГОРОД, КОТОРЫЙ УЧИТСЯ. ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

  1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

         Завершается  работа ЛНМО  в рамках проекта Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга  (ФПИиМИ)  «Город, который учится. Цифровое образование» по организации модуля по адаптации содержания образовательных программ педагогов общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга к переходу на дистанционное обучение в рамках экспериментального проекта «Город, который учится. Цифровое образование».

30 ноября на конференции «Презентация и аудит образовательных модулей и анализ перспектив их использования» будут представлены 12 образовательных модулей (курсов), подготовленных педагогами ЧОУ ОиДО «ЛНМО», а также курсы  школ-партнеров проекта для размещения на образовательной платформе LMS  (Moodle).   Создание  таких курсов – это результат полугодовой работы по систематизации и обобщению педагогического опыта, преобразованию методик и концепций в свете  дистанционного обучения. В конце концов,  это опыт взаимодействия нескольких коллективов по созданию нового образовательного продукта, созданного внутри конкретных образовательных учреждений и являющегося отражением уникальных подходов и концепций конкретных  педагогических коллективов.

Конференция должна показать, насколько важно для школ иметь собственный ресурс, позволяющий интегрировать все процессы внутри школьных коллективов, объединяться для достижения максимального педагогического результата, используя собственные, а не сторонние ресурсы.

Благодаря проекту Фонда, выделившему средства на создание специального интерфейса платформы SD LNMO и подарившему ЛНМО  возможность систематизировать и представить свой методический опыт школам-партнерам проекта, школы  получили удобный инструмент, позволяющий обеспечить эффективность работы  школы как  дистанционном, так и в  очном формате. ЛНМО готова представить принципы такой работы всем заинтересованным в развитии таких систем.  Этот интерфейс может быть использован на всех платформах LMS, созданных в рамках сотрудничества с фондом.

Благодаря  такому инструменту, как Moodle,  который редко используется в школах страны, рождается и новый масштабный проект по обмену не только конкретными авторскими приемами и методиками, не только отдельными уникальными авторскими курсами по изучению различных разделов школьной программы,  но и целыми подходами и концепциями,  присущими разным образовательным учреждениям.  Школы, создавшие в рамках понятного и современного интерфейса обновленной платформы Moodle собственную  систему образовательных курсов, становятся открытой структурой, способной продемонстрировать глубину своих педагогических достижений и двигаться дальше в сотрудничестве с другими образовательными учреждениями. Теперь не обязательно прийти в школу в гости на урок. Можно заглянуть на платформу LMS и увидеть, как педагоги строят свою образовательную систему, какие задачи ставят, чем их образовательная модель отличается от модели других школ.

ЛНМО заложила фундамент для такого обмена уникальными  педагогическими  разработками прежде всего тем, что в основу «школьного»  интерфейса Moodle заложила принцип единообразия структуры образовательных курсов (модулей),  ориентированного на учащегося средней школы. Единая структура позволяет сравнивать разные подходы к подаче учебного материала, выбирать для своей педагогической деятельности наиболее удобные маршруты и делиться своими разработками, используя  удобную  и понятную всем пользователям модель.

  • ЗАДАЧИ ПРОЕКТА И ЭТАПЫ РАБОТЫ

Работа в рамках проекта совместно с Фондом  началась еще в апреле 2020 года. Руководители Фонда в условиях заявленного перехода школ на дистанционное обучение решили осуществить конкретную и действенную поддержку общеобразовательным школам:  предложили образовательным учреждениям,  выигравшим объявленный в апреле конкурс,  разместить на своих серверах платформу LMS на основе Moodle и тем самым получить в свое распоряжение ресурс для обобщения, систематизации и развития своего  педагогического опыта  и перехода к  онлайн-обучению. Руководители школ  благодаря этому ресурсу получили возможность осуществлять интеграцию воспитательных и образовательных процессов на единой платформе,   педагоги  — удобный инструмент для размещения и реализации своих курсов, ученики  – возможность эффективно использовать  материалы курсов педагогов  в удобное для них время.

Такое решение по-настоящему востребовано теми школами, которые  стремятся в любых условиях сохранять единство педагогического, ученического и родительского коллективов, ценят свои методические ресурсы и готовы не пользоваться сторонними наработками, а развивать собственные методики и подходы к преподаванию разных дисциплин, готовы прилагать усилия к созданию уникальных образовательных курсов, востребованных как в режиме очного, так  и дистанционного обучения.

В целом работа на такой  платформе удовлетворяет потребностям учителей и родителей в стабильности и устойчивости, в соблюдении традиций ОУ, в работе в соответствии с  концепцией  школы вне зависимости от условий обучения. Руководители  имеют возможность влиять на   деятельность учителей и учащихся, на образовательный процесс в целом. Родители  могут  видеть структуру, методы и содержание работы школы, анализировать единые правила и подходы к обучению, принятые в ОУ.

Руководители Фонда, объявляя конкурс на размещение платформы LMS,  осознавали, что использование  таких ресурсов характерно скорее для вузов,  но не для школ, продолжающих даже в «дистансе» работать в рамках классно-урочной системы. Основные методические и организационные принципы обучения школьников ориентированы на дидактическую единицу «урок»  и тем самым серьезно затрудняют использование платформ для создания курсов (модулей).   

Модульные принципы обучения, предполагающие  систематизацию,  внедрение принципа «укрупнения дидактических единиц», спрессованность учебных материалов,  активно разрабатывались в 90-е годы, но не нашли широкого применения в школьной практике.  При этом использование современных платформ LMS  (Moodle)  обязывает разработчиков курсов обобщать учебные материалы, вводить разделы, выходящие за границы конкретного урока, ориентироваться  в подборе ресурсов и приемов на особые психологические законы воспринятия информации в рамках онлайн-обучения.  Огромное внимание при разработке школьных курсов на Moodle должно быть направлено на  внедрение приемов, активизирующих самостоятельность учащихся. Учителю требуется много усилий для максимальной  спрессованности  теоретических материалов курса.   Все эти особенности делают по-настоящему  эффективное дистанционное

обучение асинхронным, и это тоже крайне непривычный для современной школы подход, требующий новых принципов организации процесса обучения в целом.

При этом  современные ресурсы, позволяющие размещать «уроки» или использовать разработанные другими педагогами занятия  по определенной тематике, сегодня распространены  и достаточно востребованы. Достаточно вспомнить не только МЭШ, но и платформу  «Core», на которой за период апрель-май были опубликованы  сотни тысяч уроков по разным темам.

Таким образом, с внедрением платформ LMS в школы  именно деятельность учителя, его принципы и подходы, наработанные принципы и правила подачи учебного материала, принципы взаимодействия с учениками – все это должно подвергнуться серьезным видоизменениям  и стать асинхронным.   

Асинхронные процессы  обучения  дают  свободу для каждого участника образовательного процесса и в то же время  предполагают работу в соответствии с новой нормативно-правовой базой и новой системой управления образовательными процессами.

В частности,  
—  для создания курсов (модулей) необходимо создание управляемых групп, организованных по принципу единства ступени обучения и единства коллектива преподавателей;
— для работы на платформах LMS необходим отказ от стандартизации и традиционных установок и приемов, которые мешают управлению процессами;
— для развития платформы крайне важна открытость всех процессов,  возможность работать группами и делиться опытом (и учителям, и ученикам);
— необходимо обучаться мобильному управлению нагрузками в условиях жесткого контроля над таймингами, новых  СанПин;  
— необходимо обучаться управлению содержанием, а не формальными показателями процесса обучения.
 Для того, чтобы учителя школ–участники  проекта смогли эффективно использовать установленную платформу Moodle, требовалось провести большую методическую работу, заново проработать теоретическую базу для создания систем уроков, сложных разноуровневых образовательных курсов (модулей), продумать структуру курсов и систему методических приемов для разных предметных областей.

За эту большую работу взялись руководители и педагоги ЧОУ ОиДО «ЛНМО», будучи вовлеченными в  организационные  и методические преобразования задолго до объявления дистанционного обучения:

  • ЛНМО развернула платформу SD LNMO на основе  Moodle за год до необходимости активно внедрять онлайн-обучение, многие педагоги имели опыт разработки курсов на  moodle.
  • Концепция школы изначально предполагала работу  в условиях постепенного отказа от «классно-урочной системы» и переходу к занятиям «парами», вполне соответствующим концепции академика  П.М.Эрдниева  о технологиях укрупнения дидактических единиц.
  • Объявленные школой принципы организации работы «на дистанте»  были связаны с модульным принципом обучения, когда  публиковали  задания и материалы курса  на двухнедельный период вперед используя формат так называемых «комплексных заданий»   или – по  возможности – создавали и публиковали  полностью разработанные на платформе SD LNMO курсы.  Такой подход позволил ЛНМО осуществлять асинхронное обучение, уйти от зависимости от работоспособности различных онлайн-ресурсов для видеоконференций и переключить школьников на самостоятельную активную работу в соответствии с теми творческими заданиями, которые позволяли активно осваивать теоретический материал, внедрить систему взаимодействия между педагогами для координации и  осуществления контроля над трудоемкостью выполнения заданий.    
  • В рамках опыта   апреля-мая 2020 года все эти наработки были дополнены созданием «виртуального здания школы», развернутого  на платформе Дискорд   и позволившего  постоянно взаимодействовать в рамках дистанта  учителям и ученикам, ученикам и родителям, организовать онлайн-включения и систему чатов,  и тем самым сохранить экосистему школы.

3.НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ

Полученный опыт позволил ЛНМО представить  в рамках проекта  несколько направлений деятельности:

—  презентовать свою модель  дистанционного обучения на вебинарах в июне 2020 года

— разработать концепцию , основанную на педагогическом опыте 70-90 годов ХХ  века,.

— разработать  обучающий  методический блок  в качестве теоретической и практической основы для разработки курсов  по разным предметам на платформе LMS (Moodle)  и провести 12

 лекций в формате вебинаров для учителей петербургских школ.

— провести серию консультаций для разработчиков курсов (модулей)

— подготовить модельные примеры  образовательных курсов (модулей), которые  не только лягут в основу  дальнейшей образовательной деятельности  ЛНМО , но  и смогут стать ориентиром  для  других педагогов, переориентирующих свою деятельность под новые задачи.    

Одним из самых важных итогов такой деятельности стал цикл лекций, которые прочитали руководители и педагоги ЧОУ ОиДО «ЛНМО» представившие свой педагогический опыт  Петербургским учителям.

По-настоящему программным выступленем  стала лекция И.А,Чистякова  «Идеи П,М,Эрдниева и концепция преподавания предметов математического цикла в ЛНМО. https://yadi.sk/i/nhSiCxcRes_7sA

Руководители и педагоги ЛНМО – авторы и разработчики системы вебинаров:

О.В.Макарова:

Нормативно-правовые аспекты использования дистанционных технологий в рамках общего и дополнительного образования.

Образовательные модули на основе проектных заданий по предметам естественнонаучного цикла (биология, химия, география) на платформе LMS.

В,Д.Резников:

Управление платформой LMS в современной общеобразовательной школе и центре дополнительного образования.

А.А.Шперх :

Сопоставительный анализ ресурсов, используемых в рамках дистанционного обучения в рамках дополнительного образования естественнонаучной направленности.

Технология перехода на Moodle.

М.В,Чистякова :

Особенности разработки образовательной программы для дальнейшей публикации на Moodle. Технология перевода разделов рабочей программы педагога в дорожную карту (инструкцию) для ребенка. Лекция и мастер-класс.

А.С.Дедов:

Основные типы и виды заданий при создании образовательных курсов по гуманитарным предметам на Moodle.

А.А.Потемкин:

Образовательная программа по истории и обществознанию на Moodle.

А.В.Васильева:

Формирование системы работы по русскому языку и литературе в условиях дистанционного режима с необходимостью систематизации и интеграции различных разделов программы.

Технология укрупнения дидактических единиц в области преподавания русского языка. Лекция, разбор кейсов.

Н.И.Чубаха:

Возможности создания различных плагинов для реализации задач предметников.

Необходимость плагинов для преподавания предметов, требующих выполнения алгоритмических заданий (математика, ИКТ, программирование). Плагины для создания мини-проектов как части учебной деятельности школьника в рамках дистанционного и очного обучения. Лекция и мастер-класс.

Е.Н.Елиференко:

Формирование творческих способностей учащихся при освоении программ по изобразительному искусству и МХК в дистанционном формате.

В.Е.Пшеничнов:

Особенности преподавания предметов технического цикла.

Необходимые ресурсы по интеграции платформы Moodle с другими платформами для преподавания физики и программирования

В результате абсолютное большинство членов коллектива ЛНМО было вовлечено в работу по созданию образовательных курсов на платформе SD LNMO, в систематизацию и развитие своего опыта.  В целом главный результат сотрудничества с  ФПИиМИ  — это зародившиеся  в коллективе активные творческие процессы по изменению методов и подходов к преподаванию.  По замыслу руководителей, это и должно было стать главным итогом работы над проектом – постепенные изменения в принципах и подходах к образованию при условии максимально эффективного использования современных онлайн-ресурсов.