ЛАБОРАТОРИЯ НЕПРЕРЫВНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

417-20-74, 716-68-36 administrator@lnmo.ru

Подводим итоги Летней научной школы ЛНМО 2020 года

14 августа завершилась работа Летней научной школы ЛНМО 2020 года, в которой приняли участие 118 школьников 4-11 классов и 18 преподавателей из Санкт-Петербурга, Челябинска, Гомеля и Минска.

21 дней ЛНМО работала в детском реабилитационном центре Витебской области – санатории «Ветразь» под городом Поставы, воспользовавшись разрешением российского правительства осуществлять лечение граждан за границей в период карантинных мероприятий.

Дети получали  ежедневное лечение в санатории Ветразь, а параллельно была развернута учебная программа, включившая в себя от  170 до 210 часов занятий в соответствии с тремя научными направлениями – математическим, инженерным и биологическим.

Компания «Эколайн» поддержала наш проект, предоставив автобусы, на которых мы  беспрепятственно пересекли границу и доставили  детей в уникальное место, где возможно гармоничное сочетание лечения и оздоровления, отдыха, занятий спортом, развлечений и эффективной учебы.

В 2020 году поездка происходила на фоне общего страха перед эпидемией коронавируса. Решение о проведении Летней школы в Республике Беларусь принималось на основе  абсолютной уверенности в профессионализме и ответственности сотрудников санатория Ветразь, работающего в глуши заповедных поставских лесов,  где всегда царит удивительная чистота, а за здоровьем ребят постоянно наблюдает несколько врачей и медсестер.

Реальная практика работы в столь сложный период показала  правильность сделанного выбора: ежедневно предпринимаемые санитарно-гигиенические и медицинские меры были настолько эффективны, что лечили только обычные простудные заболевания, а степень эффективности учебной программы оценивалась всеми участниками уникального выезда крайне высоко.

На сегодняшний день мы говорим о трех  реализованных целях Летней научной школы – 2020 года:

—  реабилитации детей после длительного периода дистанционного обучения, возвращении детей  к интеллектуальной  и социальной активности;

— сохранении традиций летних выездов ЛНМО, сохранении непрерывного процесса обучения, включающего в себя  обязательные периоды погружения в изучение школьных предметов как научных дисциплин;

— сохранении детских коллективов как сообществ, ставящих перед собой предельные задачи (исследовательские, проектные, образовательные).

Выезд показал, что принцип последовательной реализации главных целей и  ценностей вкупе с  большим опытом проведения Летних школ и продуманностью всех процессов,   а также наличие надежных партнеров   — это достаточное основание для  выбора, осуществляемого в противовес существующим социальным тенденциям.

ЛНМО  в который раз продемонстрировала, что  высокая цель непрерывного развития интеллекта детей, сохранения их душевного и физического здоровья  позволяет преодолеть любые проблемы и объединять единомышленников.

В 2020 году было принято решение организовать объединенную смену, включающую в себя математическое направление

биологическое направление

и инженерное направление.

С 2018 года школа делает «тематические выезды»,  создавая погружения для каждого направления в отдельности. В 2020 году мы получили уникальную возможность взаимодействия разных коллективов в рамках одной смены.

Инфраструктура санатория Ветразь позволяет развернуть работу  как в теоретическом, так и в опытно-практическом направлении.  В центре есть огромный учебный комплекс с кабинетами, где можно осуществлять как теоретическую подготовку детей, так и проводить различные эксперименты и создавать проекты. Для математиков есть возможность работать в развернутом  ЛНМО компьютерном классе. Концертный комплекс и спортивный комплексы позволяют объединять ребят в рамках общих событий. На огромной территории комплекса можно побыть в уединении и поиграть в командные и ролевые игры.

Биологи здесь получают возможность  делать лабораторные и практические исследования: разворачивают  систему выходов в лес – однодневных походов, позволяющих собрать материалы, которые в дальнейшем исследуются в лабораторных условиях. Именно таким образом собираются и изучаются коллекции растений и живых организмов, обитающих в заповедных лесах вокруг санатория.

В 2020 году для наших ребят-инженеров  был предоставлен цокольный этаж концертного комплекса, где была развернута  работа с инструментами и станками по созданию самоходной тележки, шагающих роботов, самодельных катапульт, футуристических кораблей на радиоуправлении.  Для такой работы санаторий предоставил верстаки, станки и небольшой учебный класс для занятий инженерным делом. Также ребятам были предоставлены кабинеты с лаборантскими в учебном корпусе, где дети занимались  3D-моделированием и программированием технических устройств.  

Дети из разных команд-направлений ежедневно объединялись  в рамках спортивных занятий для совместных турниров по футболу, волейболу, пионерболу и настольному теннису, совместных командных игр типа «Захват флага», интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»,  танковых боев, БиоКвиза, соревнования катапульт, математического Зомби-квеста, фотокросса.Между инженерами и математиками также прошел Турнир юных математиков. Примерно через день дети смотрели интеллектуальное кино в киноклубе или участвовали в литературных вечерах у костра.  Встречались в лесу биологи, математики и инженеры во время выходов на купание, в экспедиции или на демонстрации созданных инженерных устройств

(«футуристических кораблей»). Все вместе играли в Что? Где? Когда? , Захват флага и соревновались на Турнире юных математиков.

Постоянные вылазки в лес для купания и осмотра военных сооружений времен СССР были ежедневным отдыхом и спортом.

Все достижения детей, а также их спектакли были показаны  на итоговом концерте во вновь отремонтированном  концертном комплексе на 200 мест.  Презентации инженерных проектов были  представлены на сцене перед всеми участниками смены. Биологи провели мини-конференцию, где были представлены небольшие исследования, выполненные детьми за время смены.

Таким образом, синергия разных направлений деятельности,  взаимодействие старших и младших, биологов, инженеров и математиков в рамках одного пространства, где никто никому не мешает и в то же время все постоянно заняты эффективной учебой по 6-8 часов в день, — все это предопределило уникальность опыта, полученного в 2020 году.

Статистика смены показала, что для детей было крайне важно возвратиться к очному обучению, личному взаимодействию с ребятами и преподавателями. В отличие от  предыдущего опыта, зачеты и экзамены, которые были проведены по итогам всех курсов Летней школы, показали резкое уменьшение отрицательных  и удовлетворительных оценок — практически на 80 процентов по сравнению даже с очень успешной сменой 2019 года.

Дети получали неподдельное удовольствие от учебы и других интеллектуальных активностей, а на контрасте с условиями жизни последних месяцев заново почувствовали вкус к традиционным  и простым вещам:  прогулкам по лесу, купанию, совместным  командным спортивным играм на свежем воздухе. Не было в этом году и проблем с получением  медицинских процедур. Гармония жизни в санатории восторжествовала и была наконец  вполне принята детьми, вкусившими  «новой реальности» в рамках карантинных мероприятий.

Математическое направление Летней научной школы ЛНМО – 2020 года

В рамках математического направления  ребятам были прочитаны  следующие курсы

7 класс: 
Введение в программирование, 
Введение в современную алгебру и анализ, 
Олимпиадная математика.
8 класс: 
Структуры данных, 
Порядковые структуры, 
Выпуклые фигуры
9 класс: 
Конечномерная линейная алгебра, 
Введение в топологию
Введение в неравенства
10 класс:  Введение в теорию групп Простые числа и криптография Математический анализ

В числе преподавателей – математиков в 2020 году  работали  директор ЧОУ ОиДО «ЛНМО» Илья Александрович Чистяков, сотрудник ФТШ, в прошлом – сотрудник Гомельского Университета Сергей Михайлович Горский, выпускник Чебышевской лаборатории  и выпускник ЛНМО 2015 года Борис Алексеевич Золотов,  студент Чебышевской Лаборатории Аршак Владимирович Айвазьян, выпускник СПбПУ Петра Великого Евгений Игоревич Тодоров (выпускник ЛНМО 2015 года), программист, выпускник ЛНМО 2011 года Никита Игоревич Чубаха.

Все курсы являются частью стандартной программы Летних научных школ ЛНМО. Они позволяют ребятам  подготовиться к  работе в рамках Системы научных семинаров и спецкурсов, к созданию научных исследований, развить математическое мышление, погрузиться в самые сложные разделы математики и освоить их для работы в течение года с научными руководителями.

Обычно эти курсы осваивают все ребята в классе, что позволяет усилить базовые курсы по математике сложными разделами. В этом году ребятам, которые не были в Летней школе, придется осваивать многие сложные понятия, если они будут появляться в рамках спецкурсов, на занятиях дополнительным образованием (что в ЛНМО является обязательным) — самостоятельно, через использование видеозаписей или методичек и конспектов.  

Главный принцип ЛНМО – достижение максимально высокого образовательного результата, наиболее полная реализация  интеллектуального потенциала  тех учеников, кто готов учиться и прикладывает к этому большие усилия, несмотря ни на какие сложности и проблемы, — невозможно отменить ввиду различных сложных обстоятельств, ведь ориентация на самых сильных и трудолюбивых и дает возможность максимального развития для всех учеников ЛНМО. Отбрасывать школу назад и лишать ее тех традиций, на которых она развивалась,  — это невозможный путь.

Инженерное направление Летней научной школы ЛНМО – 2020 года

Инженерное направление в рамках Летней школы ЛНМО получило мощный толчок к своему развитию благодаря сотрудничеству с Дмитрием Николаевичем Овсяницким, руководителем челябинской студии «Ожившая механика». Его уникальный талант инженера и педагога,  позволяющий придумывать задачи для юных инженеров, с одной стороны развивающие различные компетенции программистов, механиков, робототехников и так далее, с другой стороны, посильные и соответствующие возрасту детей  и их  знаниям, —  лег в основу  деятельности по созданию проектов для разновозрастных групп детей.

Уже второй год подряд (в 2019 году – при поддержке Фонда президентских грантов) дети строят различные инженерные устройства, параллельно осваивая 3D-моделирование, материаловедение, основы инженерного конструирования, программирование. В 2020 году дети изучали  электротехнику, курс ардуино, работали с сервомоторами,  и к концу смены у разных команд покатилась самоходная электротележка,  на озере были  торжественно запущены футуристические корабли – водомерки,   команды 7-классников показали, как шагают их роботы – собака, осьминог (правда, шестиногий), и робот-девочка. Все навыки ребята осваивали с нуля, работа по их формированию продолжалась ежедневно по 4 пары, именно поэтому достижения детей  выглядят особенно значимыми.

Программа Летней научной школы для инженеров обязательно включает в себя математику, именно поэтому в коллективе педагогов – инженеров работали выпускник СПБПУ Евгений Игоревич Тодоров, который читал необходимый инженерам курс статистики, Елизавета Сергеевна Титаренко, подготовившая  ребят к Турниру юных математиков. 

Работу инженерной смены 2020 года организовал Анатолий Альбертович Шперх, руководитель Школы инженерного мышления ЛНМО. Среди преподавателей Летней научной школы была  Анастасия Игоревна Вазюля из Минска, которая давала детям основы работы с ардуино и программировала с ними шагающих роботов. Именно благодаря ее настойчивости и педагогическому таланту удалось запустить все устройства и представить их в презентациях на концерте.

Биологическое направление Летней научной школы ЛНМО – 2020 года.

В рамках Летней научной школы ЛНМО уже несколько лет подряд воспитывают  биологов-исследователей. Полевые методы работы детям  удобно осваивать, когда есть возможность  параллельно производить разбор собранных биологических объектов.

Для этого центр «Ветразь» предоставляет лаборатории, где происходит работа по созданию гербариев, анализ под микроскопом водных и лесных насекомых, создание коллекций с обучением принципов работы по засушиванию и препарированию растений и животных. ЛНМО привозит с собой целый комплекс оборудования (различные виды микроскопов,  оборудование для фотосъемки, лабораторную посуду для разбора биоматериала, сетки для гербариев, оборудование для создания коллекций).

Таким образом, дети имеют возможность изучать полевую ботанику, зоологию беспозвоночных, цитологию и другие важные дисциплины. Но главное – что в походах по окрестным лесам и водоемам формируется характер настоящего полевого исследователя, который работает бок о бок с молодыми учеными.

В работе смены приняли участие старшеклассницы Алена Евдокимова и Любовь Данилова. «Бионяни» передавали молодым биологам свои навыки и умения, заботились о младшеклассниках в их полевых вылазках.

Новым направлением в работе ЛНМО стало начало исследований, которое позволило провести статистику по различным физиологическим  показателям у наших детей в начале и в конце смены. Работа с этими данными  в дальнейшем позволит делать научные выводы о пользе обучения  детей в условиях санатория.

Преподавателями Летней научной школы ЛНМО в 2020 году выступили выпускница СПБГУ Анастасия Денисовна Клеверова, выпускник РГПУ им. Герцена Андрей Андреевич Матвиенко, а также преподаватель ЛНМО физиолог и ботаник Анна Андреевна Панихина.

Андрей Андреевич, как музыкант и просто замечательный организатор, в 2020 году подготовил с ребятами главный концерт смены.

Удивительную синергию, которая возникала при работе столь разных по интересам и методам работы  команд, невозможно передать. Когда в разных концах санатория Ветразь одновременно происходило до 5-6 событий, в которых принимали участие все и все друг друга поддерживали – это и рождало удивительную атмосферу научного поиска и постоянного труда  и наслаждения уникальной природой Белоруссии. На фоне удобного, красиво обустроенного заботливыми руками сотрудников санатория, постоянной заботы врачей и медсестер жизнь ребят действительно стала идиллическим миром, где все было объединено идеей любви к науке.

Коллектив ЛНМО благодарит наших замечательных партнеров – детский реабилитационный центр Ветразь и лично главного врача санатория Сергея Юрьевича Петухова, компанию Эколайн, а также организатора смены — Марию Викторовну Михайленко, заместителя директора ЧОУ ОиДО «ЛНМО». ЛНМО надеется, что смена 2020 года станет важным  этапом на пути подготовки будущих ученых – математиков, биологов, инженеров.