ЛАБОРАТОРИЯ НЕПРЕРЫВНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

417-20-74, 716-68-36 administrator@lnmo.ru

ЛНМО. Атмосфера

Математика в ЛНМО – не учебная проекция, а полноценная наука
Научная работа со школьниками — естественный и логичный результат обучения, соответствующий задачам профильного обучения математике, программированию и физике в ЛНМО. Задача математики как учебного предмета, с точки зрения И.А.Чистякова, предполагает развитие у учащихся таких качеств, как умение строить математические модели реальных явлений действительности, математический подход к анализу явлений, овладение аппаратом исследования некоторых видов математических моделей. Это определяет содержание обучения в ЛНМО: предметом изучения на уроках математики являются, с одной стороны, фундаментальные математические идеи: множества, отношения математической структуры, изоморфизма, и, с другой стороны, на уроках происходит научный анализ основных математических понятий: числа, функции, величины, алгоритма и т.д. Только в этом случае происходит приобщение учащихся к физико-математической культуре, которая понимается как владение широким диапазоном позиций, освоенных современной наукой и как умение выбирать для каждой задачи позицию наиболее для нее естественную.В основе научной деятельности в школе должны лежать оригинальные методические разработки- Методически такие цели обеспечены использованием современных педагогических и психологических концепций. Наше мышление, в основном, объективизируется через естественный язык. Искусственный язык, в частности, математический, есть производная от естественного языка. Отсюда понятно, что мышление человека и теория формальных языков тесно связаны между собой. И эта связь базируется на математических моделях естественного языка. В списке основных задач эксперимента мы выделяем задачу изучения математического языка и анализ логических основ изучаемого курса, овладения определенной знаковой информацией.
Выделение этих задач делает принципиально невозможным организовывать занятие с позиций классического рефлекторного подхода, когда учитель рассматривает ученика как объект обучения. Отметим, что такой подход оставляет в тени активность личности в процессе обучения, принцип целеобразования, без которого невозможно объяснить причину предметной (учебной, практической и теоретической) деятельности человека, направленной на познание окружающего мира. Представляется целесообразным избрать иной подход к обучению, который основан на теории функциональных систем, рассматривающей процесс умственного труда как формирование адекватной иерархии функциональных систем психической деятельности человека. С позиций этого подхода умственной труд представляет собой нейродинамическую функцию мозга, обеспечивающую отвлечение и обобщение, принятие решения, целеобразование и оценку результатов в процессе активной мыслительной деятельности субъектов. Проецирование теории функциональных систем на учебный процесс требует создания активных форм, методов и средств обучения: ученику предлагается совместно с учителем определить проблемную ситуацию и найти способ ее решения. Учитель при этом является партнером ученика, который спорит, сомневается, требует обоснований и доказательств предлагаемого способа решения. В результате у ученика формируется познавательная потребность, переходящая в познавательный интерес к учебному предмету и придающая процессу обучения личностный смысл: ученик «знает», для чего он овладевает знаниями, вырабатывает умения и формирует навыки.
Система управления в классах ЛНМО должна соответствовать содержанию и принципам научной и учебной деятельности
Для достижения эффективности научной деятельности в ЛНМО создана оригинальная структура управления классами. Работая на основаниях сотрудничества с государственной школой и подчиняясь администрации школы, классы ЛНМО при этом имеют куратора направлений, руководящего научной деятельностью школьников , собирающего научный коллектив руководителей семинаров и спецкурсов, определяющего идеологию, философию и стилистику взаимоотношений с классами. Ему подчиняется администратор направлений, осуществляющий организацию деятельности научного коллектива и преподавательского коллективом ЛНМО, организующий деятельность кружков и открытые олимпиады ЛНМО. Подобная система организации позволяет сделать науку в школе не только осмысленной, но и хорошо организованной