ЛАБОРАТОРИЯ НЕПРЕРЫВНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

417-20-74, 716-68-36 administrator@lnmo.ru

ЛНМО. Атмосфера

«Спорт высоких достижений» — это не наш путь
Руководитель ЛНМО И.А.Чистяков, который в 90-е годы был Председателем Оргкомитета городской олимпиады по математике, руководителем сборной команды Санкт-Петербурга для участия во Всероссийской олимпиаде школьников в г.Смоленске, сознательно отказался от целенаправленной подготовки учащихся к олимпиадам.Мотивы такого отказа связаны, прежде всего, с изменением в семидесятых годах философии и целей олимпиадного движения. Предметные олимпиады организовывались в качестве поисковой системы, выявляющей одаренных детей для их дальнейшего профильного обучения. Но с момента организации Всероссийской олимпиады школьников «олимпиады» превратились в «спорт высоких достижений». Ориентация на соревновательный результат любой ценой слишком часто приводил к психологической ломке личности ребенка, стал реально мешать гармоничному развитию ученика, препятствовать его возможному профессиональному росту.
Следующее основание для выбора «другого пути» – стремление создать в профильных математических классах гармоничную образовательную среду, которая невозможна в случае следования задачам олимпиадного движения, так как конкуренция, которая неизбежно возникает при необходимости решить задачу быстрее одноклассника, всегда будет препятствовать созданию дружного коллектива.
И главная причина отказа – это понимание, что быстрота мышления, позволяющая «олимпиадникам» решать задачи «на скорость», — далеко не всегда признак математической одаренности. Часто школьники, привыкнув к интеллектуальному спорту, не способны делать профессиональную или научную карьеру, предполагающую умение длительно работать над поставленной задачей. И наоборот,  ребята, не умеющие решать олимпиадные задачи, не способные действовать «на скорость», но склонные к глубокому анализу явлений действительности, начиная изучать математику как научную дисциплину только в 8-9 классах, зачастую проявляют уникальные математические способности, становятся в будущем серьезными учеными — математиками. Профессионально карьера таких ребят тоже может сложиться более успешно, так как умение делать собственный проект необходимо в любой области. Для таких ребят, которые в 8-9 классе уже «безнадежны» для олимпиадной математики, но не для науки или высокой профессии, и создана во многом Лаборатория непрерывного математического образования.
В целом победа на олимпиаде — это результат налаженной работы по определенным алгоритмам, когда ребенок, обладающий большой скоростью в интеллектуальной деятельности, достигает уже заданного результата, вступая в конкуренцию со сверстниками. Качества, которые формируются на олимпиаде, — стремление как можно быстрее достичь поставленной цели, воспользовавшись как можно большим количеством чужих методик решения задач, дух соперничества, рациональность. Научная же работа в школьном возрасте формирует по-настоящему творческое мышление, способность к созиданию.